Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

В каком возрасте подросток начинает мыслить как взрослый?

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, представлены первые убедительные доказательства того, что исполнительная функция - набор когнитивных навыков, лежащих в основе способности планировать, плавно переключаться с задачи на задачу, не поддаваться соблазнительным отвлечениям и концентрироваться на выполнении поставленной задачи, - обычно созревает к 18 годам.

В ходе исследования было собрано и проанализировано около двух десятков лабораторных показателей исполнительных функций у более чем 10000 участников в четырех уникальных наборах данных, что позволило получить первую в своем роде масштабную картину развития когнитивных функций у подростков. Полученные результаты имеют важное значение не только для психиатров и нейробиологов, но и для родителей, педагогов и, возможно, судебной системы при определении границ подросткового периода.

"Когда я разговариваю с родителями, многие из них говорят: "Не может быть, чтобы мой 18-летний подросток был полностью сформировавшимся взрослым!"", - говорит старший автор исследования Беатрис Луна, Ph.D., профессор психиатрии Медицинской школы Питтсбургского университета и эксперт по нейрокогнитивному развитию. "Другие важные поведенческие факторы, дополняющие исполнительную функцию, такие как способность контролировать свои эмоции, могут меняться с возрастом. Способность использовать исполнительную функцию достоверно улучшается с возрастом и, по крайней мере в лабораторных условиях, созревает к 18 годам".

В отличие от детско-юношеского возраста, когда все этапы тщательно прописаны, подростковый возраст остается менее формально определенным, что связано, прежде всего, со сложностью процессов развития, запускаемых с наступлением полового созревания. Высокая вариабельность показателей у разных людей и отсутствие инструментов для анализа сложных массивов данных также ограничивали достоверность предыдущих попыток построить "дорожную карту" развития мозга у подростков.

"В нашем исследовании мы хотели представить консенсус, а не просто догадки", - говорит ведущий автор Бренден Терво-Клемменс, Ph.D., доцент кафедры психиатрии и поведенческих наук Университета Миннесоты.

"Это наука о развитии в сочетании с большими данными. Мы используем инструменты, которые еще несколько лет назад были недоступны исследователям, изучающим когнитивное развитие и развитие мозга. Исследование такого масштаба стало возможным только благодаря открытому обмену данными и соавторам, которые любезно предоставили доступ к своим массивам данных, не требуя ничего взамен", - добавил Терво-Клемменс, который начал это исследование в качестве аспиранта в лаборатории Луны.

В ходе исследования было собрано 23 различных показателя исполнительной функции у более чем 10000 участников в возрасте от 8 до 35 лет. Затем ученые проанализировали эти показатели, проследив их изменение с течением времени и проверив, соответствуют ли результаты различных тестов единой траектории, которую можно описать с помощью математической модели.

Полученный анализ показал общую динамику созревания исполнительных функций, характерную для обоих полов: быстрый всплеск развития исполнительных функций в период от конца детства до середины подросткового возраста (10-15 лет), затем небольшие, но значительные изменения в середине подросткового возраста (15-18 лет), которые стабилизируются до уровня взрослых показателей к концу подросткового возраста (18-20 лет).

Представляя воспроизводимые графики роста для разных задач и наборов данных, эта "дорожная карта" позволит исследователям проследить, как терапевтические и лекарственные вмешательства могут повлиять на этапы развития. Например, подростковый возраст - это время возникновения многих психических заболеваний, при которых также наблюдаются проблемы с исполнительной функцией, таких как шизофрения. Составление схемы нейротипичного развития мозга позволит исследователям лучше отслеживать любые малозаметные отклонения от "нормы" и, возможно, улучшить раннюю диагностику.

Университет Питтсбурга, Пер.:

Плохой сон — корень многих семейных проблем

Психологи пришли к выводу, что недосыпание негативно влияет не только на работоспособность, память и другие функции интеллекта, но и на эмоциональную сферу человека. В частности, взаимоотношения между супругами могут значительно ухудшиться, если хотя бы один из них страдает от хронического недосыпания.


Как химические вещества мозга влияют на социальное поведение

Исследователи впервые показали, что влияние социального контекста может быть обусловлено динамическим взаимодействием дофамина и серотонина.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация