Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Как мы играем вместе

В лаборатории ЭЭГ Университета Констанца царит напряженное внимание. В разных лабораториях два участника, соединенные экранами, играют в компьютерную игру Pacman. Актуальный вопрос: могут ли незнакомцы, не имеющие возможности общаться напрямую, синхронизировать свои усилия, чтобы вместе покорять цифровое пространство?

Экспериментом руководит докторант Карл-Филипп Флёш. Он заявляет: "Наше исследование вращается вокруг кооперативного поведения и принятия социальных ролей". Однако понимание мозговых процессов, лежащих в основе кооперативного поведения, все еще находится в зачаточном состоянии, что представляет собой главную проблему для когнитивной нейронауки. Как привнести кооперативное поведение в высокоструктурированную лабораторную среду ЭЭГ, не создавая ощущения искусственности или скуки у участников исследования?

Pacman как научная "игровая площадка"

Исследовательская группа под руководством Харальда Шуппа, профессора биологической психологии Университета Констанца, предполагала использовать известную компьютерную игру Pacman в качестве естественной среды для изучения кооперативного поведения в лаборатории ЭЭГ. Проводя исследование в рамках Центра передовых исследований коллективного поведения, они недавно опубликовали свои результаты в журнале Psychophysiology.

"Pacman - это культурная икона. Многие в юности проходили с прожорливым Пакманом по лабиринтам, стремясь поглотить фрукты и перехитрить враждебных призраков", - вспоминает Карл-Филипп Флёш. В сотрудничестве с коллегами соавтор Тобиас Флейш адаптировал игру. В версии ЭЭГ два игрока вместо одного должны совместно вести Пакмана к цели. Флейш объясняет: "Успех зависит от кооперативного поведения, поскольку игроки должны слаженно работать вместе".

Однако исследователи предусмотрели особое препятствие: путь в лабиринте скрыт. Только один из двух игроков может видеть, куда пойдет Пакман дальше. Флёш поясняет: "Активный игрок может сообщать партнеру направление, но только косвенно, с помощью заранее оговоренных символов, передаваемых исключительно через экран компьютера". Если вы не запомнили достаточно быстро, что полумесяц на экране означает, что Pacman должен двигаться вправо, и что только банан на клавиатуре может заставить Pacman двигаться вправо, то вы совершаете ошибку. "С точки зрения классических психологических исследований, игра сочетает в себе различные навыки, присущие естественным социальным ситуациям, - отмечает Харальд Шупп.

Во время каждой игры с помощью ЭЭГ измерялись реакции мозга игроков. Расчет потенциалов, связанных с событиями, позволяет получить подробное представление об эффектах, вызываемых различными игровыми ролями, с точностью до миллисекунд. Группа исследователей предположила, что игровая роль существенно влияет на реакции мозга. Поэтому они исследовали компонент P3 - хорошо изученную реакцию мозга, проявляющуюся в более сильном отклонении при наличии значимых и релевантных задаче стимулов. Результаты подтвердили их предположение: "P3 повышался не только тогда, когда символ указывал направление следующего хода, но и при наблюдении за тем, правильно ли партнер по игре выбрал символ", - говорит Флёш. Команда приходит к выводу, что роль, которую мы принимаем на себя во время сотрудничества, ситуативно определяет информационную ценность стимулов окружающей среды. Измерения ЭЭГ позволяют динамически картировать соответствующие мозговые процессы.

"Принятие кооперативной роли структурирует все наше общество", - резюмирует Шупп. "В одиночку человек мало чего добивается, но коллективно человечество даже достигает Луны. Наше технологическое общество держится на кооперативном поведении", - говорит Флёш, добавляя, что дети с раннего возраста принимают индивидуальные роли, тем самым обучаясь искусству сложного сотрудничества. Следовательно, такое принятие ролей происходит для нас практически без усилий и автоматически каждый день. Наш мозг практически "создан" для этого, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования".

Университет Констанца, Пер.:

Использует ли вас ваш партнер?

В новом исследовании рассматривается редко обсуждаемая проблема взаимоотношений, связанная с использованием партнера в качестве инструмента для достижения собственных целей.


Нейронное понимание обработки неопределенности при обсессивно-компульсивном расстройстве

Причиной ОКР являются трудности с обработкой неопределенности. В новом исследовании с помощью визуализации мозга удалось более детально изучить основы обработки неопределенности при обсессивно-компульсивном расстройстве.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация