Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.


Плохое воспитание, в том числе гиперопека, увеличивает риск травли

Дети, которые подвергаются воздействию негативного воспитания, включающие жестокое обращение, отсутствие заботы, а также гиперопеку — скорее всего, будут испытывать издевательства со стороны своих сверстников, — таковы результаты по данным мета-анализа и 70 исследований более 200 тысяч детей.

Исследование, возглавляемое Уорикским университетом (Великобритания) и опубликованное в журнале «Child Abuse & Neglect» показало, что последствия плохого воспитания были сильнее для детей, которые являются одновременно и жертвами и преступниками-хулиганами чем для детей, которые были только жертвами.

Было установлено, что суровое или жестокое воспитание связано с умеренным увеличением риска для ребенка стать «хулиганом-жертвой» и небольшим риском стать только жертвой издевательств. И наоборот, теплота, четкость в воспитании снижает риск издевательств со стороны сверстников.

Авторы исследования, профессор Dieter Wolke, доктор Suzet Lereya и доктор Muthanna Samara, призывают к программе по борьбе с хулиганством, позволяющей сосредоточить свое внимание за пределами школы, сфокусироваться на позитивном воспитании детей в семьях и началу коррекции до поступления детей в школу.

По словам профессора D. Wolke: «Издевательства длинной тенью падают далеко за пределы школьной площадки, — распространяясь во взрослую жизнь. Нам известно, что жертвы травли, издевательств и насилия более подвержены проблемам со здоровьем, тревожным расстройствам, депрессиям, а также подвержены большему риску суицида. Теперь мы знаем больше о факторах, связанных с травлями и о том, как уменьшить то бремя, которое давит на пострадавших детей и на общество в целом.

Люди наивно думают, что издевательство и травля — являются исключительно проблемой школ, однако исследование указывает на то, что важную роль в этом явлении играют родители. Поэтому нам необходимо внедрять программу ни только в школах, но и в семьях, стимулировать родителей проявлять тепло, ласку, общение и поддержку по отношению к своим детям».

Исследование проводилось таких форм негативного поведения родителей как: злоупотребление, безнадзорность, дезадаптивное воспитание и гиперопека. В этих формах определялись: авторитетность родителей, связь родитель — ребенок, включенность родителей в процесс воспитания, поддержка, контроль, тепло и привязанность.

Согласно результатам, представленным профессором Wolke, — гиперопека повышает риск травли. Хотя участие родителей, поддержка и контроль уменьшают шансы детей быть вовлеченными в травлю, для гиперопекаемых детей этот риск увеличен.

Дети нуждаются в поддержке, но некоторые родители пытаются оградить своих детей от всех негативных переживаний. В результате они препятствуют своим детям изучать способы борьбы с хулиганами, а значит, они становятся более уязвимыми. В результате дети с гиперопекаемыми родителями не могут развивать такие качества как самостоятельность и самоутверждение и, следовательно, могут быть легкой мишенью для хулиганов.

Но затем также и родители становятся жертвами своих гиперопекаемых детей. Ведь в любом случае родители не могут сидеть за школьной партой со своими детьми.

Именно воспитание, включающее в себя понятные правила поведения, в то же время поддержку и эмоциональную теплоту, препятствует преследованию со стороны сверстников.

Родители, не вмешивающиеся в мельчайшие проблемы, позволяющие своим детям иметь некоторые конфликты со сверстниками, дают возможность им научиться решать проблемы самостоятельно.

Комментарии психолога

Арус Саргсян, педагог-психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

«Когда родители ребенку уделяют не просто много времени, сил и внимания, а пытаются удовлетворить (мелочно опекать) все его желания, при этом, часто не выясняя истинных его потребностей (действительно ему этого хочется или это всего лишь каприз?). Когда с младшего возраста создают «тепличные» условия для его взросления, тем самым препятствуя более реальному знакомству с окружающим миром, то это приводит к эмоциональному и коммуникативному двухстороннему отвержению: ребенком социума, и наоборот — социумом ребенка. Т. е., поскольку ребенок не знает, как дружить, как общаться, то «защищаясь», такие дети в основном изолируют себя от общества. А общество со своей стороны, в более младшем возрасте (в садике), просто «не замечает» такого ребенка, а в более старшем возрасте, в частности в школе, выбирает как удобную мишень для самореализации, самоутверждения и т.п. И еще, несоответствие правил и требований к ребенку в семье с действующими «социальными законами» и в садике, и в школе, становится причиной детских страхов вообще и в частности перед сверстниками. Гиперопека говорит о наличии у родителей собственных внутренних конфликтов, о личностных проблемах, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Одиночество, страхи, несамостоятельность (беспомощность) становятся более актуальными с наступлением подросткового возраста и являются частым поводом для обращения к специалисту.»

Зоологический метод как диагностика ОКР и шизо-ОКР

Исследование делает шаг к разрешению старого вопроса о природе шизо-ОКР — является ли оно сочетанием обсессивно-компульсивного расстройства и шизофрении или просто разновидностью одного из этих расстройств? Исследователи сделали вывод, что шизо-ОКР — это сочетание этих двух расстройств.


Почему дети не должны сидеть в классе на одном месте

Мы думаем, раз дети сидят за партами с опущенной головой, это значит, что они учатся. Но мы обнаружили, что активное времяпрепровождение, используемое для возбуждения мозга, делает обучение более продуктивным.


Психолог онлайн

Андрей Фетисов
Консультации для взрослых.


Елена Акулова
Консультации для детей и взрослых.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2020 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация