Ученые обнаружили потенциальную связь между стрессом и эмоциональным перееданием

Если вы попадали в аварию на своем автомобиле или подвергались запугиванию со стороны угрожающего человека, вы наверняка чувствовали это - психологическую реакцию на угрозу, называемую реакцией борьбы или бегства. У вас учащается сердцебиение, вас охватывает тревога, вы дрожите или потеете.

Но через несколько часов после того, как стресс пройдет, вы можете почувствовать другую реакцию - сильное желание поесть вкусной пищи, той самой, обработанной, с высоким содержанием жиров, которая, как вы знаете, не приносит вам пользы. Она может снять стресс и напряжение и дать ощущение контроля. Эмоциональное переедание после взаимодействия, вызывающего стресс, знакомо многим из нас, а также ученым.

Но как именно угроза сигнализирует мозгу о желании вкусной жирной еды, было неизвестно.

Теперь ученые из Вирджинского технологического института определили молекулу, находящуюся в области мозга под названием гипоталамус, которая связана с изменениями в мозге, приводящими к эмоциональному перееданию. Сора Шин, доцент Института биомедицинских исследований имени Фралина при VTC, и ее исследовательская группа рассказали об этом открытии в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Мы не всегда едим, потому что голодны или у нас есть определенные физические потребности. Когда мы испытываем стресс или чувствуем какую-то угрозу, это также может вызвать у нас желание поесть. Мы думаем, что виной тому - молекула проэнкефалина".

Эта молекула распространена во многих частях мозга, но мало кто изучал ее роль в гипоталамусе. Шин подозревала, что она играет роль в стрессе и приеме пищи, поскольку гипоталамус является центром регуляции пищевого поведения.

В лаборатории мышей подвергали воздействию запаха кошачьих фекалий. Запах естественного хищника вызывал у мышей реакцию угрозы, и через 24 часа у мышей наблюдалось негативное эмоциональное состояние, переедание, а нейроны в их мозге проявляли чувствительность к потреблению пищи с высоким содержанием жиров.

Чтобы подтвердить роль молекулы в поедании пищи, вызванном стрессом, исследователи искусственно активировали те же нейроны светом, стимулирующим генетически закодированную молекулу, экспрессируемую в мембране нейронной клетки, без запаха хищника, и увидели аналогичную реакцию. Кроме того, когда мышей подвергали воздействию кошачьего запаха и приглушали реакцию нейронов, экспрессирующих эту молекулу, с помощью той же методики, мыши не проявляли негативного эмоционального состояния и не переедали.

"Значит, что-то в самой этой молекуле очень важно для того, чтобы вызвать переедание после угрозы", - говорит Шин.

Это открытие указывает на возможную цель для терапии, направленной на облегчение эмоционального переедания.

"Нам предстоит еще многое узнать об этой молекуле, - говорит Шин, - но мы нашли ее местоположение, и это может стать хорошей отправной точкой".

Технологический институт Вирджинии, Пер.:

Нейронное понимание обработки неопределенности при обсессивно-компульсивном расстройстве

Причиной ОКР являются трудности с обработкой неопределенности. В новом исследовании с помощью визуализации мозга удалось более детально изучить основы обработки неопределенности при обсессивно-компульсивном расстройстве.

Ароматизация значительно улучшает память

Когда в спальнях пожилых людей в течение двух часов каждый вечер на протяжении шести месяцев витал аромат, память резко возрастала.