Хотите перекусить после еды? Вероятно, это совсем не про аппетит

Люди, которые роются в холодильнике в поисках перекуса вскоре после плотного обеда, могут иметь чрезмерно активные нейроны, ищущие пищу, а не чрезмерный аппетит.

Психологи Калифорнийского университета обнаружили в мозге мышей цепь, которая заставляет их жаждать еды и искать ее, даже когда они не голодны. При стимуляции эта группа клеток заставляет мышей энергично искать пищу и предпочитать жирные и приятные продукты, такие как шоколад, нежели более полезные, например, морковь.

Люди обладают такими же клетками, и если подобное подтвердится на людях, то открытие может предложить новые способы понимания расстройств пищевого поведения.

В докладе, опубликованном в журнале Nature Communications, впервые обнаружены клетки, предназначенные для поиска пищи, в той части ствола мозга мыши, которая обычно ассоциируется с паникой, но не с питанием.

"Изучаемая нами область называется периакведуктальной серой (PAG) и находится в стволе мозга, который имеет очень древнюю эволюционную историю и поэтому функционально схож у людей и мышей. Хотя наши результаты оказались неожиданными, вполне логично, что поиск пищи может быть укоренен в такой древней части мозга, поскольку добыча пищи - это то, что необходимо делать всем животным", - говорит автор исследования Авишек Адхикари, доцент кафедры психологии Калифорнийского университета.

Адхикари изучает, как страх и тревога помогают животным оценивать риски и минимизировать воздействие угроз, и его группа сделала это открытие, пытаясь узнать, как именно это место связано со страхом.

"Активация всей области PAG вызывает резкую паническую реакцию как у мышей, так и у людей. Но когда мы выборочно стимулировали только это конкретное скопление нейронов PAG, называемое клетками vgat PAG, они не изменяли страх, а вместо этого вызывали поиск пищи".

Исследователи ввели в мозг мыши вирус, генетически сконструированный таким образом, чтобы заставить клетки мозга вырабатывать светочувствительный белок. Когда лазер светит на клетки через волоконно-оптический имплантат, новый белок переводит свет в электрическую нейронную активность в клетках. Миниатюрный микроскоп, разработанный в Калифорнийском университете и прикрепленный к голове мыши, регистрировал нейронную активность клеток.

При стимуляции лазерным излучением клетки vgat PAG активизировались и заставляли мышь охотиться за живыми сверчками и искать другую пищу, даже если она только что съела большой обед. Стимуляция также побуждала мышь преследовать движущиеся объекты, не являющиеся пищей, например шарики для пинг-понга, хотя она не пыталась их съесть, а также побуждала мышь уверенно исследовать все в своем вольере.

"Полученные результаты позволяют предположить, что такое поведение связано скорее с желанием, чем с голодом", - говорит Адхикари. "Голод вызывает аверсию, то есть мыши обычно избегают чувства голода, если могут. Но они стремятся активировать эти клетки, что говорит о том, что эта цепь не вызывает голода. Напротив, мы считаем, что эта цепь вызывает тягу к высококалорийной пище, приносящей большое вознаграждение. Эти клетки могут заставить мышь съесть больше высококалорийной пищи даже в отсутствие голода".

Насытившиеся мыши с активированными клетками vgat PAG жаждали жирной пищи настолько сильно, что готовы были терпеть удары ногами, чтобы получить ее, чего сытые мыши обычно не делают. И наоборот, когда исследователи вводили мышам вирус, сконструированный для производства белка, который гасит активность клеток под воздействием света, мыши меньше искали пищу, даже если были очень голодны.

"Мыши демонстрируют компульсивное поедание пищи в присутствии аверсивных прямых последствий, когда эта схема активна, и не ищут еду, даже если голодны, когда она не активна. Эта цепь может обходить нормальное давление голода: как, что и когда есть", - говорит Фернандо Рейс, постдокторант Калифорнийского университета, который провел большинство экспериментов, описанных в статье, и предложил идею изучения компульсивного питания. "Мы проводим новые эксперименты на основе полученных данных и узнаем, что эти клетки вызывают у мышей потребление жирной и сладкой пищи, но не овощей, что говорит о том, что эта схема может усиливать потребление нездоровой пищи".

Как и у мышей, у людей также есть клетки vgat PAG в стволе мозга. Возможно, если эта цепь у человека гиперактивна, он может чувствовать себя более вознагражденным за еду или тянуться к еде, когда не голоден. И наоборот, если эта цепь недостаточно активна, человек может испытывать меньше удовольствия от еды, что может привести к анорексии. Если эта схема будет обнаружена у людей, то она может стать мишенью для лечения некоторых видов расстройств пищевого поведения.

Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Пер.:

Можем ли мы оценить собственную иммунную систему?

Психологическое исследование показывает, что наш мозг способен оценивать состояние собственного здоровья более точно, чем мы думаем, и, возможно, даже способен правильно оценить состояние нашей иммунной системы.

Как мозг достигает состояния творческого потока

Новое исследование в области нейровизуализации показывает, как мозг достигает состояния творческого потока.