Существует большое и растущее количество доказательств, указывающих на потенциально негативное влияние социальных сетей на психическое здоровье - от привыкания к ним до нарушения режима сна и влияния на образ тела. Новое исследование, проведенное на факультете здравоохранения Йоркского университета, показало, что у молодых женщин, которые всего на одну неделю прекратили общение в социальных сетях, значительно повысилась самооценка и улучшился образ тела - особенно у тех, кто наиболее подвержен интернализации идеалов худобы.
"Статистик внутри меня был в восторге - в моей области психологических исследований мы не часто видим такие большие эффекты, потому что человеческое поведение сложно и очень изменчиво", - говорит профессор психологии Дженнифер Миллс, соавтор работы. "Мы надеемся, что результаты этого исследования помогут защитить молодых людей и повлиять на компании, работающие в социальных сетях, чтобы пользователи имели больше возможностей для взаимодействия с этими платформами".
Работа, опубликованная в журнале Body Image, считается первой, в которой рассматриваются именно перерывы в общении в социальных сетях и образ тела. Миллс, чья лаборатория находится на переднем крае подобных исследований, работала над статьей вместе с аспиранткой Линдси Самсон и студенткой Оливией Смит, обе студентки Йорка. Они ожидали, что могут возникнуть проблемы с набором участников, но оказалось, что 66 студенток первого курса, принявших участие в исследовании, с энтузиазмом отнеслись к идее взять паузу в социальных сетях. Половине из них было предписано продолжать общаться в социальных сетях как обычно, а другой половине - воздержаться от социальных сетей в течение одной недели. Перед началом эксперимента были проведены базовые опросы, а по истечении недели участники были протестированы еще раз.
"Существует естественная изменчивость в том, как люди относятся к своему телу и к себе в целом, поэтому мы учли это статистически, и даже после этого через неделю между группами все еще оставались значительные различия", - говорит Миллс.
Различия в ландшафте социальных сетей поразительны по сравнению с тем временем, когда Миллс начала изучать расстройства пищевого поведения и влияние средств массовой информации, например журналов, ориентированных на женщин.
"В те времена вы могли потратить лишь несколько минут или часов на просмотр журналов о моде и красоте, а они выходили только раз в месяц. Количество контента, с которым вы могли ознакомиться, было ограничено. В социальных сетях он бесконечен. Там всегда все новое и новое, что запускает систему вознаграждения нашего мозга, которая заставляет нас хотеть все больше и больше чего-то".
Миллс говорит, что улучшения, обнаруженные в этом исследовании, могут объясняться не только тем, что женщины тратят гораздо меньше времени на поведение, которое, как известно, оказывает пагубное влияние, например, сравнение с другими людьми, но и тем, что они заменили социальные сети более здоровым поведением.
"Если мы проводим больше времени в реальной жизни, общаемся с друзьями, высыпаемся, гуляем на свежем воздухе, занимаемся спортом, то это может быть вторичным поведением, которое заполняет пустоту, оставленную социальными сетями. В будущих исследованиях мы попытаемся это выяснить".
Йоркский университет, Пер.: PSYCHOL-OK.RU