Поощрение двуязычия в семье может иметь множество когнитивных преимуществ, что может быть особенно полезно для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), свидетельствует новое исследование Колледжа искусств и наук Университета Майами.
Группа исследователей под руководством Селии Ромеро, аспирантки факультета клинической психологии, а также доцента Линн Перри, профессора Майкла Алессандри и бывшего профессора университета Люсины Уддин изучила роль двуязычия у 112 детей, включая типично развивающихся детей и детей с аутизмом, в возрасте от 7 до 12 лет. В целом они обнаружили, что дети, говорящие на двух или более языках, часто обладают более сильными навыками исполнительного функционирования. Это означает, что они способны контролировать импульсы и переключаться между различными задачами легче, чем дети, говорящие только на одном языке. “Мы обнаружили, что многоязычие связано с улучшением исполнительной функции, что, в свою очередь, связано с улучшением симптомов аутизма. В литературе и раньше встречались намеки на это, но в данном исследовании было интересно увидеть, насколько далеко идущими оказались эти различия”, - говорит Линн Перри.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Autism Research, имеют большое значение, поскольку навыки исполнительного функционирования являются ключевой проблемой для детей с аутизмом, но важны для всех детей, чтобы успешно учиться в школе и впоследствии работать на рабочем месте. Тем не менее, группа исследователей обнаружила, что преимущества владения более чем одним языком не ограничиваются детьми с аутизмом.
Основные черты аутизма включают в себя трудности социального общения, ограничительное и повторяющееся поведение, а также трудности с исполнительными функциями. Это умственные процессы, которые помогают нам планировать, концентрироваться, запоминать инструкции и эффективно справляться с несколькими задачами. Хотя навыки исполнительной функции развиваются и совершенствуются в течение всей жизни, люди с аутизмом часто испытывают трудности с исполнительной функцией, что сказывается на их способности справляться с повседневными задачами и адаптироваться к новым ситуациям.
В исследовании также изучалось влияние многоязычия на основные симптомы аутизма, включая восприятие перспективы, ограничительное и повторяющееся поведение, а также социальную коммуникацию. “Мы также обнаружили, что у многоязычных детей развиты навыки восприятия перспективы, или способность понимать чужие мысли или точку зрения”.
Идея под названием “совместная активация” из области неврологии может помочь объяснить полученные результаты. Предыдущие исследования показывают, что в мозгу двуязычных людей два языка постоянно активны и конкурируют между собой. В результате ежедневный опыт переключения между этими языками связан с усилением исполнительного контроля. Эта концепция также известна как “преимущество двуязычия” и является предметом многочисленных споров.
“Если вам приходится жонглировать двумя языками, вы должны подавлять один, чтобы использовать другой. В этом и заключается идея, что торможение - или способность остановить себя от совершения какого-то действия - может быть усилено знанием двух языков”.
Сейчас ученые проводят дальнейшие исследования с детьми дошкольного возраста, чтобы выяснить, влияет ли двуязычие на взаимодействие детей со сверстниками, которое имеет решающее значение для социального и когнитивного развития детей. А также проводится крупное исследование для изучения влияния многоязычия на развитие мозга и когнитивных способностей у детей с аутизмом.
Университет Майами. Пер.: PSYCHOL-OK.RU