Часто считается, что социальное пение и танцы прочно вошли в жизнь человека; исследования подтверждают вывод о том, что они распространены во всех культурах. Однако новое исследование антрополога из Калифорнийского университета в Дэвисе ставит под сомнение идею о том, что танцы и колыбельные являются универсальными для людей. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, основано на 43-летних исследованиях северных аче, коренного населения Парагвая.
“Помимо церковного пения, введенного миссионерами, взрослые северные аче поют в одиночку и в ограниченном количестве контекстов. Насколько мы можем судить, антропологи никогда не наблюдали танцев или детских песен у северных аче”, - говорит автор исследования Манвир Сингх, доцент антропологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
Исследование, основанное на подробных и длительных этнографических исследованиях антрополога, профессора Университета штата Аризона (ASU) и второго автора исследования Ким Хилл, помогает прояснить раздельную роль биологии и культурной передачи в создании и поддержании танцев и колыбельных песен в человеческих обществах.
“Танец и песни, связанные с младенцами, широко считаются универсальными, и это мнение подтверждается кросс-культурными исследованиями, в том числе и моими собственными. Этот вывод, в свою очередь, лежит в основе эволюционной теории о происхождении музыки”, - говорит Сингх.
Исследование поддерживает идею о том, что танцы и колыбельные - это выученное поведение, которое не возникает спонтанно. Люди должны изобретать, настраивать и передавать их в культуре.
В период с 1977 по 2020 год Хилл, заместитель директора Института происхождения человека при АГУ, провел более 120 месяцев, живя среди общин северных аче. Он тщательно документировал различные аспекты жизни и поведения аче, включая их отношение к музыке. Хилл зафиксировал, что пение среди северных аче было ограниченным и сольным, исполняемым одним человеком, а не группой. Мужчины, которые поют больше, чем женщины, поют песни в основном об охоте, но иногда поют о текущих событиях и социальных конфликтах. Женщины поют в основном об умерших близких. Дети северных аче иногда подражают песням взрослых.
За это время Хилл и другие исследователи не стали свидетелями в сообществе северных аче ни песен, ни танцев, направленных на младенцев.
“Дело не в том, что северные аче не нуждаются в колыбельных песнях. Родители аче по-прежнему успокаивают беспокойных младенцев. Они используют игривую речь, забавные лица, улыбки и хихиканье. Учитывая, что колыбельные песни успокаивают младенцев, родители аче, вероятно, сочли бы их полезными”, - говорит Сингх.
Предыдущие этномузыкологические исследования Сингха позволили предположить, что такие практики, как танцы и колыбельные, являются универсальными видами человеческого поведения. В конце концов Хилл связался с Сингхом и его соавторами и сообщил им, что северные аче, похоже, являются исключением.
По мнению исследователей, есть основания полагать, что северные аче утратили танцы и песни, связанные с младенцами, наряду с другими культурными традициями, такими как шаманизм, садоводство и умение добывать огонь, в периоды, когда численность их населения значительно сокращалась.
Но также возможно, что эти практики были утрачены, когда северные аче были переселены в резервации. В это время исчезли и другие традиционные виды поведения, включая церемонии полового созревания и охотничью магию.
Исследователи отмечают, что танцы и колыбельные песни могли появиться у северных аче в годы, последовавшие за завершением полевых работ Хилла в 2020 году, что совпало с ростом присутствия парагвайских миссионеров.
Исследование подтверждает идею о том, что песни и танцы, направленные на младенцев, не являются врожденным поведением человека, как, например, улыбка. Скорее, они похожи на разжигание костра - поведение, которое нужно изобрести и выучить.
“Это не опровергает возможность того, что люди генетически эволюционировали, приспособившись танцевать и реагировать на колыбельные песни. Однако это означает, что культурная передача имеет гораздо большее значение для поддержания этих форм поведения, чем предполагали многие исследователи”.
Калифорнийский университет в Дэвисе. Пер.: PSYCHOL-OK.RU