Вы когда-нибудь задумывались о том, как ваши детские отношения с родителями повлияли на то, каким человеком вы являетесь сегодня? Ученые давно знают, что ранняя привязанность к воспитателям играет важнейшую роль в развитии человека, но как насчет одного из наших ближайших родственников - шимпанзе?
Наблюдая за поведением диких шимпанзе в Национальном парке Таи (Кот-д'Ивуар) в течение четырех лет, исследователи обнаружили, что у молодых шимпанзе, как и у человеческих детей, формируются различные типы привязанности к матери. Одни чувствуют себя в безопасности, полагаясь на мать в трудную минуту и уверенно исследуя окружающую среду, зная, что она их поддержит. Другие испытывают неуверенно-избегающую привязанность, что означает, что они склонны быть более независимыми и не так часто ищут утешения у своих матерей. Однако, в отличие от людей, где 23,5% детей демонстрируют дезорганизованную привязанность, и шимпанзе, осиротевших в неволе, где 61% детей демонстрируют этот тип привязанности, у диких шимпанзе не было обнаружено никаких признаков дезорганизованной привязанности.
- Привязанность матери к потомству в дикой природе. У диких шимпанзе формируется безопасная или небезопасно-избегающая привязанность к матери, но не дезорганизованная привязанность, что говорит о том, что в дикой природе это не является жизнеспособной стратегией выживания.
- Типы привязанности. Шимпанзе с надежной привязанностью уверены в себе, в то время как шимпанзе с ненадежной и избегающей привязанностью более независимы. Дезорганизованная привязанность, распространенная среди людей и шимпанзе в неволе, связана с проблемами эмоционального и психического здоровья.
- Потенциальные уроки родительства. Учет влияния среды воспитания на типы привязанности и того, как ранний жизненный опыт формирует социальное и эмоциональное развитие, может привести к разработке более эффективных родительских стратегий.
У диких шимпанзе не наблюдается дезорганизованной привязанности
У людей дезорганизованная привязанность возникает, когда ребенок испытывает страх, травму или агрессию со стороны воспитателя. В результате ребенок может демонстрировать непонятное поведение, желая получить ласку, но в то же время боясь воспитателя. Такой тип привязанности может привести к трудностям с эмоциональной регуляцией, социальной интеграцией и долгосрочным проблемам с психическим здоровьем. Дезорганизованная привязанность считается дезадаптивной, потому что она оставляет ребенка в неведении относительно того, как реагировать в трудные моменты, что потенциально препятствует его способности эффективно справляться с трудностями и влияет на его общее выживание.
У шимпанзе в неволе, особенно у сирот, воспитанных людьми, часто развивается дезорганизованная привязанность, вероятно, из-за отсутствия постоянного воспитателя. Но в дикой природе, где шимпанзе растут в стабильных семейных группах и сталкиваются с естественным давлением на выживание, таким как хищничество, исследователи не обнаружили никаких признаков дезорганизованной привязанности. “В дикой природе мы не обнаружили никаких признаков дезорганизованной привязанности, что подтверждает гипотезу о том, что такой тип привязанности может не быть адаптивной стратегией выживания в условиях экологических ограничений. Это говорит о том, что если дезорганизованная привязанность и встречается иногда у диких шимпанзе, то такие особи вряд ли выживут или размножатся”, - говорит первый автор исследования Элеонор Ролланд.
Потенциальные последствия для воспитания детей
Теория привязанности - это ключевая концепция в психологии, которая объясняет, как ранние отношения формируют эмоциональное и социальное развитие. Надежная привязанность ассоциируется с уверенностью и устойчивостью, в то время как ненадежная и дезорганизованная привязанность может быть связана с тревогой, стрессом или трудностями в отношениях. Тот факт, что дикие шимпанзе демонстрировали только безопасную или небезопасную избегающую привязанность, поднимает новые вопросы о современном человеческом воспитании. “Наши результаты углубляют наше понимание социального развития шимпанзе и показывают, что люди и шимпанзе не такие уж разные. Но они также заставляют нас задуматься: не отошли ли некоторые современные человеческие институты или практики ухода за детьми от того, что лучше всего подходит для развития младенцев?”
“Выявляя модели привязанности у диких шимпанзе, мы получаем важные сведения об истоках социального поведения человека. Это исследование объединяет психологию, поведение животных и антропологию, проливая свет на то, как стратегии привязанности эволюционировали у разных видов”, - говорит старший автор работы Роман Виттиг.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что общие стратегии привязанности у приматов могут отражать общее эволюционное наследие. Высокая распространенность дезорганизованной привязанности у людей и шимпанзе-сирот в неволе, в отличие от диких шимпанзе, также подтверждает идею о том, что среда воспитания играет важную роль в формировании типов привязанности. Эти выводы приближают к пониманию развития как шимпанзе, так и человека, и побуждают глубже задуматься о том, как ранний жизненный опыт формирует социальное и эмоциональное развитие у разных видов.
Институт эволюционной антропологии Макса Планка. Пер.: PSYCHOL-OK.RU