Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Прощение себя — это не просто отпускание прошлого

Новое исследование Университета Флиндерса показало, почему некоторым людям так трудно простить себя, даже когда они понимают, что это может пойти на пользу их психическому здоровью.

Исследование, опубликованное в журнале “Self and Identity”, посвящено реальным жизненным опытам людей, которые чувствуют себя застрявшими в чувстве вины и стыда после совершения ошибки или переживания сложной ситуации.

В ходе исследования ученые выяснили, почему некоторым людям так трудно простить себя, сравнив личные истории 80 человек, которые либо все-таки простили себя, либо считали, что никогда не смогут этого сделать.

Исследование показало, что люди, которым было трудно простить себя, часто чувствовали, что событие все еще свежо в их памяти, даже если оно произошло много лет назад.

Они описывали, как снова и снова переживали тот момент, чувствуя себя застрявшими в прошлом и борясь с сильными эмоциями, включая чувство вины, сожаление, стыд и самообвинение.

Профессор психологии и ведущий автор исследования Лидия Вудиатт говорит, что результаты показывают, что прощение себя гораздо сложнее, чем просто “отпустить”: “Прощение себя — это не просто двигаться дальше или забыть о том, что произошло. Люди, которые простили себя, все еще время от времени думали о событиях и по-прежнему иногда испытывали стыд или вину, особенно если они оказывались в ситуации, напоминавшей им об этом событии. Разница заключалась в том, что эмоции были гораздо менее интенсивными и частыми, и событие больше не контролировало их жизнь”.

Группа также сознательно старалась сосредоточиться на будущем, принять свои ограничения (особенно в отношении знаний, суждений или контроля на тот момент) и вновь соединиться со своими ценностями, двигаясь вперед.

Исследование показало, что людям, которые чувствовали, что подвели кого-то, кто им дорог — например, ребенка, партнера или друга — или которые сами стали жертвами, часто было труднее всего двигаться дальше.

Профессор Вудиатт говорит, что это ставит под сомнение идею о том, что самопрощение предназначено только для людей, которые явно сделали что-то не так.

“Иногда самоосуждение, чувство вины и стыда возникают, когда нам причиняют вред, или в ситуациях, когда мы испытываем повышенное чувство ответственности — даже если мы никак не могли контролировать результат. Эмоции — это подсказка того, что мозг должен решить, чтобы перейти от самоосуждения к продвижению вперед. Эмоции — это боль, которая указывает на место возможной травмы, если можно так сказать. В случае стыда, вины и самоосуждения речь идет о том, что наш мозг помогает преодолеть моральную травму — то есть основные угрозы психологическим потребностям, таким как свобода воли (например, чувство выбора, контроля и автономии) и наша потребность в принадлежности (например, быть подходящим членом группы или партнером по отношениям) и жить в соответствии с этими общими ценностями”.

Исследование также показало, что самопрощение — это не одноразовое решение, а процесс, который требует времени, размышлений и часто поддержки со стороны других людей.

Профессор Вудиатт говорит, что эти выводы важны для специалистов в области психического здоровья, которые работают с людьми, испытывающими чувство вины и стыда.

“Помочь человеку простить себя не значит сказать ему: “Не стыдись этого, это не твоя вина”. Речь идет о том, чтобы помочь ему понять, откуда берется этот стыд или чувство вины, и проработать эти глубинные психологические потребности, перейдя от моральной травмы к моральному исправлению — подтвердив его чувство собственной значимости и моральной идентичности, двигаясь вперед”.

Криминолог и психолог доктор Мелисса де Вель-Палумбо из Колледжа бизнеса, государственного управления и права Флиндерса говорит, что это исследование дает криминологам ценную информацию, раскрывая, как люди обрабатывают чувство вины и ответственности — ключевые факторы в понимании преступного поведения и реабилитации.

“В этом исследовании мы опирались на реальные истории людей, размышляющих о болезненных переживаниях, некоторые из которых произошли десятилетия назад. Это дало нам уникальную возможность понять, как люди на самом деле живут с чувством вины, стыда и самообвинения на протяжении времени”.

Университет Флиндерса. Пер.:

Депрессия отца может влиять на ребенка в течение многих лет

Пятилетние дети, подверженные отцовской депрессии, с большей вероятностью будут иметь проблемы с поведением в начальной школе.


Новое исследование ставит под сомнение влияние социальных сетей на психическое здоровье

Количество времени, проведенное в социальных сетях, оказывает незначительное влияние на такие показатели психического здоровья, как депрессия, тревога и стресс, и не всегда приводит к отрицательным результатам.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация