Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Бернд Ницшке

Бернд Ницшке
(Bernd Nitzschke)

Психоанализ и академическая психология

Содержание:

1. Общие корни и разные методы — взгляды Фрейда на академическую психологию

Статья №4 книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

1. Общие корни и разные методы — взгляды Фрейда на академическую психологию

Психоанализ и академическая психология имеют общие корни. Фрейд не раз ссылался на Фехнера, труды которого во многом способствовали формированию таких важных психоаналитических понятий, как «принцип удовольствия» и «влечение к смерти». Вместе с тем Фехнер, наряду с Вундтом, считается основоположником современной экспериментальной психологии, ориентированной на количественные методы исследования. В метапсихологии Фрейда анализ «воображаемых» количественных показателей также играет решающую роль, а само понятие количества уходит корнями в нейрофизиологию.

Учение Дарвина, то есть генетический метод, в соответствии с которым биологические феномены классифицируются и объясняются на основании законов эволюции, оказал значительное влияние не только на последующую детскую психологию (Рrеуеr, 1882), но и на теорию Фрейда. Учение Фрейда о стадиях психосексуального развития и психоаналитическая патология носят эволюционный характер. Уже в «Учебнике эмпирической психологии как индуктивной науки» Линднера (Lindner, 1868), который служил основой для учебной программы в гимназические годы Фрейда, генетический метод Дарвина удостоен высокой оценки наряду с гербартовской психологией топики и динамики воображаемого, тоже наложившей отпечаток на концепцию психического аппарата, разработанную Фрейдом. Умозрительные теории Гербарта о пороге сознания могли, в свою очередь, подтолкнуть Фехнера к экспериментальным психофизическим исследованиям с целью определения порога сознания (см. Hedelberger, 1993).

Будучи студентом медицинского факультета, Фрейд на протяжении нескольких семестров посещал лекции Брентано, одного из первых инициаторов создания Института экспериментальной психологии в Вене, опередившего Вундта в Лейпциге, однако не сумевшего воплотить свою идею в жизнь по вине тамошней бюрократии. Брентано оказал влияние на Фрейда и Гуссерля, равно как и на специалиста по экспериментальной психологии Штумпфа, долгие годы возглавлявшего Берлинский психологический институт, выпускником которого был Курт Левин, сумевший найти удачное применение таким фрейдовским концепциям, как регрессия, на протяжении всей своей жизни с глубоким уважением отзывавшийся о Фрейде и после эмиграции в Соединенные Штаты во время работы в топологической группе (topology group) не перестававший сотрудничать с психоаналитиками, в частности с Эриксоном. Последний наряду с Хайнцем Хартманном принадлежит к числу психоаналитиков, которые благодаря созданию концепции эго-психологии внесли значительный вклад в дело возвращения психоанализа в лоно академической психологии в Соединенных Штатах.

В студенческие годы Фрейд непродолжительное время планировал отправиться на учебу в Берлин, чтобы иметь возможность посещать лекции Дюбуа-Реймонда и Гельмгольца, о чем он сообщал в письме своему другу Зильберштейну 24 января 1875 года (Freud, 1989, S. 98). Несмотря на то, что тогда Фрейд не реализовал свои планы, впоследствии в ходе занятий в физиологической лаборатории он сошелся с Брюке, видным представителем школы Гельмгольца. Цель исследований, которые проводил этот коллектив, заключалась, в частности, в том, чтобы с помощью экспериментов, выполняющих функцию научных методов, избавить физиологию от витализма. Благодаря работе в этом коллективе Фрейд усвоил многие принципы исследования, близкие Гельмгольцу, экспериментальный научный подход которого послужил основой для зарождающейся академической психологии. Однако надежды Фрейда на дальнейшую научную карьеру в качестве ассистента в лаборатории Брюке не оправдались. Ему было суждено сменить научную лабораторию, эту классическую обитель экспериментатора, на приемную врача. В своем кабинете он стал вслушиваться в слова пациентов, в речь, обращенную к врачу, стремясь определить ее значение и найти таким образом объяснение патологическим симптомам, которые возникли вследствие определенных предшествующих межличностных отношений, иными словами, являются наследием детства. На основании полученного опыта Фрейд создал свою терапевтическую программу, согласно которой эмоциональные переживания ребенка, зачастую почти забытые, следует дешифровать на основании символов (например, символов сновидений) или возвращать в сознательную сферу при помощи повторного воспроизведения инфантильных стереотипов отношений (переноса) здесь и сейчас и, в конце концов, интегрировать в структуру зрелой личности.

Последователь Брюке Зигмунд Экснер принадлежал к числу соиздателей «Журнала психофизиологии и физиологии органов чувств», основанного Эббингхаузом и Кенигом в 1890 году, на страницах которого впервые появились статьи по современной психологии. В 1901 году в этом журнале была опубликована рецензия на «Толкование сновидений» Фрейда (Freud, 1900), написанная Уильямом Стерном, создателем дифференциальной психологии. В 1909 году в Соединенных Штатах на праздновании юбилея университета Кларка, устроенном учеником Вундта Стенли Холлом, состоялось и личное знакомство между Стерном и Фрейдом. В то время Холл едва ли столкнулся с какими-то трудностями, представляя друг другу сторонников психоанализа и академической психологии, поскольку тогда, как и в последующие десятилетия, многие считали психоанализ претендентом на роль одной из школ академической психологии. В этом же духе были выдержаны и аргументы Стерна в его рецензии. Он писал, что «Толкование сновидений» Фрейда может стать значительным вкладом в развитие психологии, если откорректировать или изменить методы толкования, представленные Фрейдом и противоречащие всем стандартам академической психологии.

Несмотря на острую и тенденциозную полемику, направленную против детского психоанализа, которая развернулась в 1913 году (см. Geuter und Nitzschke, 1989), Стерн и в дальнейшем старался поддерживать контакты и вести конструктивные научные дискуссии с психоаналитиками. Так, в 1931 году Стерн пригласил Зигфрида Бернфельда на конгресс Германского психологического общества, в правление которого Стерн входил, и предложил ему выступить с докладом на тему толкования (см. Bernfeld, 1932). Фрейд, со своей стороны, никогда не уклонялся от встречи со Стерном, невзирая на то что тот публично критиковал тезисы Фрейда. В 1928 году они встречались в Вене (см. Geuter und Nitzschke, 1989), а шестью годами ранее, в 1922 году, специалист по детскому психоанализу Анна Фрейд посетила специалиста по детской психологии Стерна в Гамбурге (см. Andreas-Salome, 1990, S. 223).

В 1895 году, когда Фрейд предпринял попытку создать неврологическую психологию, он вполне открыто стремился «проверить теорию на соответствие отдельным фактам новейшей экспериментальной психологии», как сформулировано в его письме Вильгельму Флису (Freud, 1985, S. 144). Как следует из пригласительного письма К. Г. Юнга, даже дата проведения первого Международного психоаналитического конгресса, который состоялся в 1908 году в Зальцбурге, была выбрана с таким расчетом, чтобы участники третьего конгресса экспериментальной психологии, проходившего несколько ранее во Франкфурте, смогли по его окончании посетить Зальцбург. Тем не менее в Зальцбург прибыли лишь немногие специалисты по экспериментальной психологии, и среди них Клапаред, возглавлявший Женевский институт, в котором впоследствии работал Пиаже, прошедший курс учебного анализа под началом Сабины Шпильрейн, короткое время занимавшийся психоаналитической практикой и представивший свой доклад на восьмом Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в 1908 году в Берлине (см. Piaget, 1923).

Фрейд приветствовал исследования ассоциаций, предпринятые К. Г. Юнгом и аналогичные исследованиям, проведенным юным Максом Вертгеймером (позднее работавшим в Берлине, как и Левин) в Праге под началом Ганса Гросса, как «первый мост, который может быть наведен между экспериментальной психологией и психоанализом» (Freud, 1916/17, S. 107). Таким образом, отношение Фрейда к попыткам экспериментальной проверки психоаналитических концепций нельзя назвать безусловно отрицательным. В 1934 году Фрейд писал Розенцвейгу, который предпринял попытку экспериментальной проверки психоаналитических концепций (и стал третьим после Мюррея и Роршаха автором проективного теста, испытывавшим значительное влияние психоанализа):

«Я с интересом ознакомился с вашими экспериментальными работами по проверке психоаналитических постулатов. Очень высоко ценить эти подтверждения я не могу, поскольку достаточное количество надежных наблюдений, на которых покоятся эти постулаты, делает их независимыми от экспериментальной проверки. И все же она не повредит» (цит. по фотокопии в Rosenzweig, 1986, S. 37).

Из процитированного отрывка следует, что Фрейд считал себя создателем уникального метода наблюдения, благодаря которому можно получать вполне надежные данные, позволяющие делать достаточно обоснованные теоретические выводы. Кроме того, Фрейд полагал, что разработанный им метод наблюдения идеально соответствует интересовавшему его предмету исследования, а именно бессознательным процессам. Фрейд определял психоанализ как теорию бессознательного, располагающую особым методом наблюдения, который постоянно применяется в рамках терапевтического сеанса. Исследование или наблюдение в условиях психоаналитического сеанса Фрейд считал элементом практических терапевтических процедур и поэтому не разграничивал исследование и лечение.

В психоанализе, как в теории бессознательного, Фрейд усматривал «какую-то долю психологии», однако считал эту теорию лишь «базисом» или «фундаментом» психологии (Freud, 1926, S. 289). В другом месте Фрейд следующим образом описывает свое представление о взаимоотношениях психоанализа и академической психологии:

«Психоанализ тоже является психологией, а точнее наукой о бессознательных душевных процессах, в то время как академическая психология принимает во внимание лишь сознательные феномены. Нет нужды их противопоставлять...» (Freud, 1960, S. 433).

Как ученым Фрейдом двигали честолюбивые планы, он надеялся, что на основании интерпретации психических феноменов, возникающих в контексте уникальных психоаналитических межличностных отношений и зафиксированных при помощи разработанного им метода наблюдения, удастся выдвинуть теорию, которая, по его предположению, могла бы послужить фундаментом для психологии в целом. К этому следовало бы добавить, что сами методы наблюдения, разработанные Фрейдом, обязаны своим возникновением особым психоаналитическим гипотезам, а подобные гипотезы (например, представление об ассоциациях), в свою очередь, возникли на почве тогдашней психологии. Один из пунктов устава Венского психоаналитического объединения, составленного в 1910 году, гласит: «психоаналитическую науку» можно отнести к «области чистой психологии», а в «области медицины» и «гуманитарных наук» она лишь находит свое применение (см. фотокопию устава в: Nunberg und Federn, 1967, S. 435).

В этой связи особое значение приобретает недавно обнаруженный документ, представляющий собой призыв к созданию общества позитивистской философии, под которым в 1912 году поставил свою подпись Фрейд (см. Katzel, 1990). Наряду с Фрейдом свои подписи под этим воззванием поставили математики Дэвид Гилберт и Феликс Кляйн, физики Эрнст Мах и Альберт Эйнштейн. Это воззвание было обращено ко всем заинтересованным лицам, готовым приступить к созданию научного мировоззрения, основанного исключительно на фактах. Благодаря этому документу становится ясно, почему впоследствии Фрейд (Freud, 1927, 1933) настаивал на том, что психоанализ не связан ни с каким иным мировоззрением, кроме научного. Представление о психоанализе как о «чистой» науке, занимающейся изучением бессознательных аффективных процессов, послужило основой для той позиции, которую заняли во времена национал-социализма Фрейд, Джонс и большинство других ведущих психоаналитиков. Считая себя в первую очередь психоаналитиками, а не гражданами, они заботились о сохранении политического нейтралитета, уповая на то, что эта позиция, открыто выступить против которой решились лишь немногие и среди них Вильгельм Райх, поможет сохранить научную «чистоту» психоанализа вопреки всем политическим тенденциям.

Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация