Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Бернд Ницшке

Бернд Ницшке
(Bernd Nitzschke)

Психоанализ и академическая психология

Содержание:

1. Общие корни и разные методы — взгляды Фрейда на академическую психологию

Статья №4 книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

2. Противоречия и точки соприкосновения между психоанализом и академической психологией

Вплоть до последнего времени систематические исследования взаимоотношений психоанализа и академической психологии предпринимались редко (исключением является, в частности, работа Waldvogel, 1992). Кроме того, вопросы, связанные с возможным влиянием академической психологии на формирование психоаналитических понятий, изучены куда меньше, чем проблемы восприятия психоанализа специалистами по академической психологии (Brodhage und Hoffmann, 1981; Ellinger, 1986) или влияние психоанализа на формирование научного аппарата академической психологии (Shakow und Rapaport, 1986). Наряду с этим предпринимаются первые попытки провести исторические параллели между влиянием, которое оказали на Фрейда его предшественники в области психологии, и его собственным влиянием на отдельных представителей академической психологии (Nitzschke, 1989). В последнее время появляется все больше областей исследования, которые одновременно осваивают психоаналитики и представители академической психологии, например, область исследования психотерапии. В этой связи следует упомянуть и так называемых baby watchers, которые изучают аффективно-когнитивные процессы, характерные для детей, в контексте социальных отношений, хотя нельзя исключать, что наряду с этими процессами предметом данного исследования в той или иной степени являются инфантильные переживания, связанные с фантазиями и впоследствии, во взрослом возрасте (вне зависимости от наличия травмы и психоза), превращающиеся в бессознательные переживания.

Психоаналитики, отказавшиеся от представления о безусловной самодостаточности подхода, разработанного Фрейдом, воспринимающие данный подход скорее как парадигму, вполне согласующуюся с более научными представлениями академической психологии, и, следовательно, толкующие психоанализ в терминах естественной науки, в целом не сталкиваются с серьезными препятствиями в ходе диалога с представителями академической психологии. В стремлении к контактам с представителями академической психологии эти психоаналитики склонны подвергать критике «недостатки», которые они обнаруживают в психоаналитическом методе исследования. Недостатки эти сводятся, как правило, к несовершенству методов проверки и подтверждения «плодотворных» психоаналитических гипотез, возникающих благодаря изучению отдельных случаев (Hammerling-Balzert, 1978, S. 1897). В «Учебнике психоаналитической терапии» Томэ и Кэхеле тоже встречается упоминание о необходимости устранения подобных «недостатков», свойственных психоаналитическому методу исследования, путем использования в ходе научной проверки психоаналитических гипотез подхода, близкого к соответствующим методам академической психологии (Thoma und Kachele, Lehrbuch der psychoanalytischen Therapie, 1985).

Опорой для сциентистской трактовки психоанализа служат некоторые представления Фрейда, которые уже упоминались выше. С исторической точки зрения, сциентистское восприятие психоанализа взросло на почве эго-психологии, то есть возникло на том этапе формирования психоаналитической теории, когда интерес к теории бессознательного все более настойчиво теснила актуальность теории развития, формирования структуры и адаптации индивида к внешним условиям. Следы этого поступательного смещения акцентов обнаруживаются в произведениях самого Фрейда: с возрастом Фрейд все больше интересовался возможностями исследования процессов развития и терапевтической консолидации «эго».

Наряду с подобным смещением акцентов в работах Фрейда и его дочери Анны Фрейд, которая выпустила книгу под программным названием «Эго и защитные механизмы» (A.Freud, Das Ich und Abwehrmechanismen, 1936), аналогичные тенденции можно усмотреть, в первую очередь, в работах Хайнца Хартманна. Рапапорт называет Хартманна и Эриксона первопроходцами на пути, ведущем к современному психоанализу (Rapaport, 1959).

Рапапорт предпринял первую попытку общей систематизации теории и методов психоанализа. В 1960 году Рапапорт был удостоен премии Американской психологической ассоциации (АРА) за это начинание, реальным воплощением которого явилась книжная серия, призванная ознакомить читателей с психологическими теориями. В 1982 году аналогичную премию Американской психологической ассоциации получил бывший сотрудник Рапапарта психоаналитик Рой Шафер, который выдвинул на замену «устаревших» и «спекулятивных» гипотез фрейдовской метапсихологии собственную и, по его мнению, более соответствующую современным научным представлениям теорию.

По мере того как в рамках академической психологии возрастало значение научных представлений, ориентированных на экспериментальный подход и равнозначные эмпирические методы проверки, влияние других школ (к числу которых на протяжении долгого времени, по меньшей мере, предположительно относили и психоанализ) на академическую психологию ослабевало. В свое время еще Бюлер, выпустивший книгу под заглавием «Кризис психологии» (Buhler, Krise der Psychologie, 1927), критически высказался о перспективах психоанализа в качестве «школы» психологии. Вместе с тем, уже тогда Бюлер ратовал за включение в корпус научных знаний академической психологии значительных психоаналитических открытий, разумеется, очищенных от плевел непонятной, по его мнению, методики и закономерных в связи с этим «заблуждений» Фрейда. И все же в коллоквиумах, которые устраивал по средам в Венском психологическом институте Бюлер, принимали участие такие известные психоаналитики, как Зигфрид Бернфельд и Рене Шпиц (см. Benetka, 1992). В этой связи парадоксом представляется то обстоятельство, что к тому времени, когда Бюлер писал о кризисе психологии, в психоанализе господствовало единое, фрейдовское представление о теории, еще не испытавшее на себе влияние «кризиса». Вскоре соотношение изменилось, и ситуация стала почти зеркально противоположной: в настоящее время основой для методов академической психологии служат широко признанные, универсальные научные аксиомы, между тем как состояние, к которому приблизился психоанализ, самое позднее, начиная с 50-х годов, достаточно характеризует тот факт, что сейчас едва ли найдется хотя бы один термин или одно понятие Фрейда, бесспорно признанное всеми психоаналитиками.

При этом за ожесточенной атакой на фрейдовскую метапсихологию можно различить основную линию фронта: является ли психоанализ наукой, исследующей преимущественно эмпирическими методами аффективные процессы, характерные для человека и межличностных отношений? Или же психоанализ исследует фантазии, представляющие собой производное аффективных процессов, иначе говоря, более или менее «бессознательные» в условиях бодрствующего сознания переживания, тщательное наблюдение за которыми требует уникальной методики, позволяющей, в частности, наблюдателю и объекту наблюдения периодически ставить под сомнение основополагающие условия бодрствующего сознания или стремиться к тому, чтобы эти основополагающие условия стали доступными для особого эмоционального переживания, благодаря чему «третий» элемент, создаваемый ими, а именно их «отношения», будучи эмоциональным пространством, может стать подлинным «объектом» взаимного наблюдения (см. Nitzschke, 1985)?

Назад

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация