Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Бернд Ницшке

Бернд Ницшке
(Bernd Nitzschke)

Теория влечений

Содержание:

Теория влечений. Понятие и концепция Фрейда

Противоречия, ревизии, интерпретации — теория влечений как исходный пункт критики психоанализа Фрейда

Статья №7 книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.


Теория влечений. Понятие и концепция Фрейда

Строго говоря, Фрейд ведет речь не о теории влечений, а о «психоаналитическом учении о влечениях» (Freud, 1923a, S. 229), окончательный вариант которого он изложил в сжатой и весьма доходчивой форме в своей работе «Очерк психоанализа» (Freud, Abriss der Psychoanalyse, 1940, S. 71). Там говорится, что «целью» «эроса» является «привязанность», создание «возрастающей общности». Антагонизмом эроса Фрейд именует «деструктивное влечение», «целью» которого является «разрыв взаимосвязей», «разрушение» существующей общности.

Дихотомические понятия, сформулированные Фрейдом в начальных вариантах его учения о влечениях (сексуальное влечение/инстинкт самосохранения; либидо эго/либидо объекта), в заключительной версии этой теории (дополнительную информацию о совершенствовании учения о влечениях см. Nagera, 1974) были объединены под общим названием эроса, антагонист которого, деструктивное влечение, было названо «влечением к смерти» в связи с предположением о том, что его «целью» является уничтожение органической общности, возвращение этой общности в неорганическое состояние, иными словами, физическая смерть организма.

«Единство и антогонизм» двух «основных влечений», постоянную борьбу между ними, которая при этом пародоксальным образом мыслилась как своеобразная общность (см. концепцию смешения влечений), Фрейд считал источником «всего разнообразия проявлений жизни». Формулируя постулат о двух «основных влечениях», Фрейд пытался создать «органический» аналог «пары противоположностей - притягивания и отталкивания», которая, по его мнению, являлась выражением динамики энергии в «неорганическом пространстве» (Freud, 1940a, S. 71).

На протяжении всей своей жизни Фрейд надеялся на то, что со временем удастся доказать, что в основе влечений лежат биохимические (физиологические) процессы. Однако психоаналитические исследования феномена влечений с самого начала сосредоточились не на физиологических аспектах, а лишь на тех проявлениях влечений, которые зримо отражались на психическом состоянии: в области бессознательного их выражением служили эмоции и воображение (желания и фантазии). Прежде чем производные влечений в виде компромисса получают доступ к сознанию, видоизменяясь в соответствии с требованиями здравого смысла и культурных норм, происходят дополнительные трансформации, динамику и «экономию» которых Фрейд рассматривал сначала с топологической (бессознательное - предсознательное - сознание), а затем и со структурной точек зрения (Оно - Я - Сверх-я). В связи с этим возникла концепция энергетики влечений, лежащая в основе как теории влечений и ее составляющих, в частности, теории либидо, так и метапсихологии в целом.

Энергия влечения мыслилась как количественный показатель и аналог физической энергии. В первом наброске, в котором Фрейд еще не вводит понятие влечения, в качестве количественного показателя фигурирует степень нервного возбуждения. Впоследствии, сформулировав понятие влечения, Фрейд рассматривал возбуждение, вызванное раздражающим импульсом, как «провокационный вызов психике», на который она отвечает в соответствии с общей тенденцией к сохранению по мере возможности неизменного уровня напряжения. В случае нарушения равновесия по вине раздражающего импульса соматического происхождения динамическая система вынуждена тем или иным образом ликвидировать возникший дисбаланс, связанный с состоянием напряжения, восстановить внутреннее равновесие (см. концепции принципа удовольствия и навязчивого повторения, а также представление Фрейда о консерватизме влечений). Цель влечения - восстановление состояния равновесия или, говоря на языке психологии, выполнение желания, удовлетворение - достигается, согласно Фрейду, с помощью объекта влечений, в роли которого выступает, как правило, другой человек (например, мать в случае новорожденного), хотя его могут заменить собственное тело и самость (см. концепцию вторичного нарциссизма). Следует отметить, что Фрейд, описывая связь между источниками влечений, определяет влечения, с психологической точки зрения, как состояние напряжения, а цель влечений считает почти неизменной, между тем как отношение к объекту влечений он характеризует как довольно неустойчивое. На основании этого можно придти к выводу, что формы проявления удовлетворения влечений в рамках конкретных объектных отношений обусловлены социальными факторами, а естественное развитие процесса влечений можно охарактеризовать в соответствии с тремя вышеназванными аспектами. Согласно Фрейду, развитие, связанное со структурной и функциональной дифференциацией личности, является следствием адекватного удовлетворения желаний, а также психологической переработки специфического для каждой стадии развития и необходимого отказа от той или иной формы удовлетворения желания (см. переход от принципа удовольствия к принципу реальности, от первичного процесса к вторичному процессу). По мнению Фрейда, неумение отказываться от архаических форм удовлетворения в случае невроза приводит к возникновению статичной и вместе с тем хрупкой системы защиты от желаний, продиктованных влечениями (см. концепцию возвращения вытесненного содержания), между тем как в случае перверсий соответствующие архаические желания могут определенным образом изживаться, а в случае психозов удовлетворяться в форме галлюцинаций. В соответствии с этим Фрейд характеризует терапию как разновидность вторичного воспитания, в процессе которого устраняется фиксация на инфантильных желаниях и объектах влечения, а также потребность в патологических формах регрессии (возвращении к архаичным формам удовлетворения желаний, пагубным для себя самого или постороннего). Этот беглый обзор позволяет судить о том, что теория влечений занимает центральное положение в мировоззрении Фрейда. Бесчисленными нитями с теорией влечений концептуально связана не только метапсихология, но и теория развития и лечения (включая теорию защиты), концепция терапии и даже культурологическая теория, основанная на предположении о том, что «культура» является результатом преодоления отказа от влечений, поэтому теорию влечений можно с полным правом назвать фундаментом фрейдовского психоанализа, разрушение которого неизбежно повлекло бы за собой крушение всего здания терапии. Коль скоро нападки на метапсихологию, которые исподволь или открыто метят в теорию влечений (см. Opatow, 1989, S. 647), подрывают фундамент фрейдовского психоанализа, под угрозой разрушения оказывается все строение. По примеру Шафера (Schafer, 1976), можно, пожалуй, лишь попытаться сложить из оставшихся обломков нечто наподобие новой теории.

Вперед

Купить книгу «Ключевые понятия психоанализа»


Ключевые понятия психоанализа Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

Психолог онлайн

Андрей Фетисов
Консультации для взрослых.


Елена Акулова
Консультации для детей и взрослых.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2020 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация