Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался?

С проблемой непослушания сталкиваются практически все родители. И если у вас есть дети, вы меня поймете. Даже если вы родитель успешный. Многие понимают, что слишком непослушные дети это тоже нехорошо. Что так ребенок проявляет себя как личность, особенно в кризисном возрасте и прочее. Но разве от этого легче? Порядок наводить нужно, и дисциплинировать свое любимое чадо все равно приходится.

И чтобы этот воспитательный процесс не превращался в кошмар для вас обоих, нужно изучить и применять следующие правила:

1. Воспитательное мероприятие следует подготовить. Не отдавайте это важное дело случаю. Стихийность и спонтанность нам не помощник. То есть, выберите подходящий момент для разговора - когда вы спокойны, и ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Случай из практики:

- Как совладать с этим ребенком!!! – сил моих больше нет!!! Приходит со школы, вещи побросает, шапка в одну сторону, портфель в другую, ботинки посередине прихожей! Если бабушка не уберет, не повесит, все это так и останется до вечера! Безобразие!

- Действительно, безобразие. Как же вы пытались решить эту проблему?

- Как пыталась?! Я ему говорю!! Раз сказала, два сказала! Ничего не помогает! Слов не понимает!

Итак. Эмоции - плохой помощник. Только спокойствие, как говорил Карлсон. «Вдохнули-выдохнули», - и прочие приемы.

2. Четко определите для себя, что вы от ребенка хотите. И сформулируйте свою цель позитивно. Не «чтобы вещи свои не разбрасывал», а «аккуратно вешал и раскладывал по местам». То есть, ваша задача: «Приучить ребенка к порядку».

Начать разговор тоже нужно правильно, переходим к следующему пункту. «Налаживание контакта».

3. Сделайте так, чтобы ребенок обратил на вас внимание, чтобы он смотрел не в компьютер, а на вас. Можно даже присесть перед ним, если ребенок маленький. Глаза на одном уровне. «Есть контакт!».

Хорошо использовать касание, например, взять его за руку. А еще лучше положить руку на плечо. Этот покровительственный жест устанавливает правильную субординацию. Нужно это не всегда, но смотрите по обстоятельствам. Главное, установить контакт и убедиться, что вас слушают.

После чего говорите примерно так: «Зайка, у меня к тебе просьба». И пауза. Это очень важно, потому что пусть осознает важность момента. Что перед ним мама (папа), и мама обращается с просьбой.

Дальше вы спокойно описываете ситуацию. Старайтесь без оценок, просто констатируйте факты. И четко, глядя в глаза, в простой и понятной для ребенка форме излагаете свою просьбу.

Завершаете все чем-нибудь теплым – мягко похлопайте по плечу, поцелуйте. Пусть не забывает, что вы его не только воспитываете, но еще и любите.

Схема простая, и ее можно использовать, применяя на вашу конкретную ситуацию.

Как применять схему на практике?

Итак, как же сделать так, чтобы ребенок вещи свои убрал, а потом еще и посуду помыл, то есть маме помог, как делают это другие воспитанные дети? Примерно вот так.

- Зайка, иди ко мне, пожалуйста. (Если он чем-то срочно занят, по возможности переждите. Не прерывайте игру на интересной середине. Но, когда часть игры закончилась, будьте решительны. В любом случае, если ребенок разговаривает с вами, он видит вас, а не компьютерный экран.)

- В ответ молчание. Или что-то вроде «…Ну, щас!..»

- Я жду. (Ждите спокойно, но настойчиво, чтобы он понял, что если вы ждете, то это серьезно, и все же лучше поспешить).

- Ну, чего?

- У меня к тебе просьба.

Дальше вы выдерживаете паузу - для осознания важности момента.

- В прихожей на полу валяется твоя одежда, и портфель лежит не на месте. Ты забыл повесить их на вешалку. Бабушка хотела убрать, но я ее остановила. Потому что ты должен сделать это сам. Верно? Верно. И впредь, давай договоримся, что придя из школы, ты будешь вешать пальто на вешалку, как все. И портфель ставить на место. Договорились? ( Договоренность будет достигнута легко, потому что вы же не требуете чего-то несправедливого. И ваш ребенок, конечно, понимает, что правильно, а что нет.)

- И второе, что ты сделаешь до того, как сможешь вернуться к компьютеру, чтобы немного еще поиграть. (здесь вы используете скрытое предупреждение – не послушаешься, компьютер не получишь) Я буду обед готовить, а тебя попрошу посуду помыть. ОК? – Вот и славненько, беги, вешай вещи и приходи ко мне на кухню.

Тут очень неплохо чмокнуть сына в щечку и потрепать вихры. Для улучшения общего эмоционального фона.

Использовать договоренности, как прием, очень рекомендую. Они эффективны не только с детьми. В целом повышают культуру отношений и способствуют воспитанию ответственности.

Кстати, про эпизод о разбросанных вещах. Приготовьтесь к тому, что завтра, возможно, портфель будет привычно валяться не на месте, а любимое чадо вы увидите за компьютером, хотя уроки еще не сделаны.

Не волнуйтесь, потому что на этот раз разговор пойдет в другом ключе: «Ведь мы же договорились!» Привычка вообще формируется не сразу, так же как ее ликвидация требует несколько повторений.

И так, общий алгоритм действий следующий.

1. Завладеть вниманием ребенка и убедиться в том, что контакт есть.

2. Обратить внимание, что у вас просьба и убедиться, что вас услышали.

3. Изложите проблему и четко, в понятной для ребенка форме, сформулируйте требование (желательно как просьбу – для деликатности). Убедитесь, что ребенок вашу просьбу понял.

4. Достигните договоренности, потому что очень важно, чтобы ребенок искренне согласился и добровольно взял на себя обязательство. Договоренность должна устраивать обе стороны.

5. Мягко подтолкните к выполнению и завершите все чем-то теплым и позитивным.

Общий фон всего мероприятия – спокойствие, твердость и эмоциональная теплота.

Удачи вам, дорогие родители! Буду рада ответить на ваши вопросы!

Автор: Кислова Ольга Борисовна, психолог-консультант.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.

Почему трудно обращаться за помощью при психическом расстройстве родственника, и с какими проблемами может столкнуться семья заболевшего

Психическая болезнь – тяжелое событие и всегда испытание для заболевшего и его семьи.


Фобии

Фобия — это стойкий и необоснованный страх перед отдельными предметами, действиями или ситуациями. Люди, страдающие фобией, испытывают страх даже при мысли о предмете или ситуации, пугающих их, но обычно они чувствуют себя вполне комфортно до тех пор, пока им удается избегать этого предмета и мыслей о нем.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация