Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.


Мотивация

Один из самых актуальных вопросов современности это вопрос мотивации. Вернее самомотивации. На эту тему любят рассуждать и зачастую высказывают не просто абсурдные (пример подобного абсурдного понятия – лень), но весьма вредоносные идеи. Мне идея самомотивации очень хорошо понятна, мне удавалось мотивировать себя на значительные достижения в спорте, на получение четырех образований, на создание работающих и приносящих прибыль бизнесов, на написание книги и т.д.). Я достаточно легко могу себя мотивировать и в этой статье я поделюсь своими знаниями и навыками. Только не ждите модных лайфахов. Пошаговые алгоритмы самомотивации совершенно не работают, и к окончанию статьи вы, возможно поймете почему. Я объясню сам принцип, и если вы его поймете, то дорога к светлому полному мотивации будущему вам гарантирована. Причем в объяснении, я буду опираться на примеры реальных людей, на фильмы и книги.

Ну что ж вперед.

Часть 1

В доисторическом нецивилизованном мире вряд ли кто-либо страдал от недостатка мотивации. Этот феномен – дитя нашего беспрецедентно сытого и безопасного века. Действительно, вряд ли кто искал мотивацию при голоде, морозе или изнурительной жажде.

Сложно себе представить, что при встрече с хищниками человек искал тренера по мотивации для того, чтобы спасти себе жизнь. Такого тренера заменял инстинкт самосохранения.

Эта, глубоко прошитая в нашей лимбической системе командная строка, запускается самопроизвольно и спасает нашу жизнь при столкновении с целым комплексом опасностей. Однако, если в целом «жизнь удалась», то инстинкт самосохранения «засыпает» и мы превращаемся в ленивую амебу. Непосвященные легко можно спутать инстинкт самосохранения с волей. Приведу пример реальной ситуации, по мотивам которой мой любимый режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту снял прекрасный фильм «Выживший». Аннотация к фильму гласит: «Герой этой истории, охотник Хью Гласс серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие — его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду».

Но, спешу вас разочаровать. Из фильма совершенно нельзя сделать вывод о наличии у Гласса силы воли. Как же так, удивитесь вы? Да, я не оговорился. Но мы абсолютно точно можем сделать вывод о невероятном уровне развития у Гласса инстинкта самосохранения. Ведь все эти поразительные вещи, охотник демонстрировал при угрозе его жизни. К чему это я вообще? А к тому, что инстинкт самосохранения, это никакая не самомотивация. Почему? Да потому что никакой «само» нет, это автоматизм, который включается помимо вашей воли. Вы не можете им управлять. И не нужно даже время терять.

Как понять, что современным человеком управляет инстинкт самосохранения?

Жизнь человека похожа на пресловутую «зебру». Она то в черной полосе, то в светлой. Когда все становится плохо, инстинкт просыпается заставляя человека «встать с печи» и спешить на подвиги. Но как только все налаживается, инстинкт «засыпает» и человек бросает оружие на поле боя и возвращается на печь. Ждать когда придут «калики перехожие» или когда прилетит «волшебный пендель». Да, такой человек действительно эффективен в кризис. Но, положа руку на сердце скажите, может лучше оставить в стороне «авралы, тушения пожаров, войну и страду». Может лучше обойтись без надрыва? И вместо этого спокойно и уверенно сохранять динамику движения к вершинам успеха применяя истинную самомотивацию? Это ведь гораздо приятнее. Как это сделать? Вникайте в суть данной статьи.

Часть 2

Когда ребенок подрастает, перед родителями появляется задача найти максимально эффективную управленческую стратегию (ее так же можно назвать воспитательной или педагогической стратегией). Как известно, прифронтальная кора человека формируется к 21 году, а значит ребенок в детстве практически полностью управляем эмоциями и инстинктами. Т.е., между нами говоря, ребенок больше похож на высокоразвитое животное чем на человека разумного. Он, безусловно, способен стать разумным, но в три-четыре года таковым еще не является. Поэтому, абсолютно все родители рано или поздно разочаровываются в экологичной методике воспитания и начинают применять практику проверенную веками:

стыдить (ай-яй-яй, как не стыдно, ты же взрослый мальчик…);

винить (ты зачем маму обидел, мама теперь из-за тебя плачет…;

пугать (не будешь спать, придет бабайка и заберет тебя);

лишать любви (если не будешь слушаться, мама не будут тебя любить. А будет любить соседскую девочку Таню);

подкрепление радостью и надеждой (закончишь полугодие на пятерки, дед мороз принесет тебе новый IPHONE).

Старый, добрый метод кнута и пряника! Боль и удовольствие! Но это работает. Ребенок становиться управляем (только не говорите, что вы ни разу не внушали подобных вещей вашему ребенку). Чувства страха, стыда, вины и отверженности становятся своеобразными стимулами, которые впиваются в нашу эмоциональную плоть. Мы учимся, убираемся в квартире, работаем, чистим зубы и умываемся. Потом эти чувства уходят в глубину нашего психоэмоционального пространства, мы свыкаемся с ними, и они начинают казаться нам самомотивацией. Некоторые мужчины так привыкают, что даже ищут себе жену-мотиватора, которая время от времени взбадривает его подбрасывая вину за ее неудовлетворенность, стыд перед мужьями ее подруг, страх отверженности и сладкое предвкушение секса, если постарается, конечно. Мужчина становиться эффективным, порою даже очень. Но вы реально думаете, что это того стоит? Жизнь полная боли. А что взамен? Нет, нет… Жизнь слишком коротка, чтобы добровольно допускать в нее лишнюю боль.

Часть 3

Так в какой же сфере лежит самомотивация. Для начала, я хочу сказать, что функционально мозг человека состоит из двух сфер:

эмоциональной (лимбической), которая оперирует инстинктами, эмоциональными автоматизмами, характерными паттернами.

когнитивной, которая оперирует мышлением, вниманием, памятью, воображением и мотивационно-волевой сферой.

Понимаете, куда я клоню? Истинная самомотивация это когнитивная функция. И появляется она при тренировке любых когнитивных функций. Т.е. чем больше вы тренируете мышление, внимание, воображение, память, тем больше вы владеете собой. Я хочу сказать, хозяином себе становитесь вы сами, а это значит, вы становитесь менее зависимы от ваших эмоциональных и инстинктивных автоматизмов. Существует такой физический показатель – утомляемость. Физически с ним справиться невозможно. А вот при развитии когнитивных функций можно.

У меня есть для вас прекрасный пример, реальный человек, который продемонстрировал своей героической жизнью, что такой наивысший уровень развития инстинкта самосохраниения и что такое наивысший уровень развития мотивационно-волевой сферы. Я говорю про Алексея Петровича Маресьева. Его удивительная жизнь описана в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Первая часть книги описывает как инстинкт самосохранения творит немыслимые вещи и спасает жизнь, помогая ползти по зимнему лесу с отмороженными ногами без пищи, воды и тепла. Подобный опыт можно сравнить с теми испытаниями через которые прошел охотник в фильме «Выживший». Во второй части книги Маресьеву ничего не угрожает, он может спокойно уйти в запас, работать в тылу и даже заниматься любимым делом – летать. Но Алексей Петрович проявляет чудеса воли и самомотивации, отчасти вопреки инстинкту самосохранения (ведь предстоят боевые вылеты и воздушный бой с реальными противниками) и возвращается в истребительную авиацию. Вся книга про невозможное, но первая часть про инстинкты, что в лимбической системе, а вторая про мотивационно-волевую сферу, что в когнитивной части. Если вы не читали эту книгу, обязательно прочтите.

Как развивать когнитивные функции:

Больше читайте. Не просто бульварное чтиво, а серьезную литературу. В том числе технического и юридического характера. И не просто в удовольствие, а по плану. Например, 15 страниц в день. Это минимум.

Живите по распорядку дня. Это дисциплинирует. Конечно, некоторая доля спонтанности не повредит. Но в основном дисциплина.

Учите иностранные языки. Это очень хорошо развивает мышление и память.

Научитесь управлять своим вниманием. Внимание в когнитивном мире, это тоже что выносливость в мире физических усилий (например, в спорте). Тренировать внимание можно в делах, чтении книг и просмотре фильма. Стандарт удержания внимания для школьников – один академический час (45 минут). Именно по этому принципу построены уроки. Если вы претендуете на результаты выше среднего, то вам нужно придерживаться стандарта не средней, но высшей школы. Удерживайте внимание в течении одной пары (45 минут деятельности +5 минут перерыв+45 минут деятельности). Внимание как и выносливость нужно постоянно тренировать. Нет тренировки и вот уже ваше внимание дискретно и слабо. Мотивация идет к нулю. Задумайтесь, почему у англичан принято такое выражение «payattention». Кому и за что нужно платить вниманием?

Больше путешествуйте самостоятельно. Такое путешествие нужно планировать, просчитывать и брать на себя ответственность. Это и есть когнитивные функции.

Решайте жизненные и деловые проблемы. Решение проблем развивает вас как ничто другое. Прекратите обвинять и убегать.

Обязательно ходите в спортивный зал. Систематично, а не случайными наскоками.

Тренируйте ваш уровень фрустрации. Как говориться «терпи казак – атаманом будешь».

Ищите во всем многообразии жизненных ситуаций многообразие точек зрения. Многополярность развивает воображение.

Создайте смысл собственной жизни. Именно создайте, а не найдите.

Если ты искренно, без самообмана посвятишь этим несложным занятиям 365 дней своей жизни, то поймешь, что управлять собой не так уж сложно. Желаю неуклонного намерения изменить свою жизнь к лучшему.

© , психолог, коуч, бизнесмен, инвестор, путешественник.

Выученная беспомощность: почему сотрудники ведут себя как малые дети

Инфантильность, апатичность и несамостоятельность — отличительные черты Homo Soveticus. Почему в России мало кто готов брать на себя ответственность и как с этим бороться? В шестидесятых годах прошлого века американский психолог Мартин Селигман открыл явление, которое назвал «выученной беспомощностью».


Уменьшение страхов может расширить ваш мир

Некоторые из нас боятся разных животных, различных инфекций. При этом мы заставляем себя проявлять адекватность, сдержанность. Но рациональная осторожность может привести к иррациональной панике с воображаемым ужасом, который вряд ли принес бы много ущерба для нашей жизни.


Психолог онлайн

Андрей Фетисов
Консультации для взрослых.


Елена Акулова
Консультации для детей и взрослых.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2020 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация