Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Родительские установки - двенадцать разрушительных родительских установок

Зарождение качеств личности происходит в ранние годы. Именно в детстве начинает оформляться характер, образ мышления, эмоциональный мир, стиль поведения. На то, какой будет личность, самое большое влияние оказывают родительские установки. Малыш воспринимает послания взрослых, еще не понимая значения многих слов и не умея излагать свои мысли.

Приказания и просьбы, запреты и разрешения передаются от предков к потомкам через вербальные и невербальные средства общения. Послания воспринимаются через жесты, мимику, интонацию, внешнее проявление эмоций и действия окружающий. Нередко это подсознательно внушаемые взрослыми установки, связанные и основанные на трагическом жизненном опыте или испытываемом счастье, на укоренившемся шаблонном мышлении или обретенной с годами мудростью. Эту идею развивала Мэри Гулдинг (Mary M. Goulding), чьи идеи легли в основу данного анализа.

Родительские установки воспринимаются ребенком автоматически без какой-либо критики и хорошо запоминаются. Такие стереотипные предписания прочно укореняются в подсознании малыша. Именно они составляют основу жизненной программы человека.

Перечень и суть основных разрушительных родительских посланий:

  • Умри! Твое существование мешает моей жизни.

  • Не будь тем, кто ты есть! Ты должен соответствовать моим представлениям и ожиданиям.

  • Перестань быть ребенком! Я устал от роли родителя, не хочу выполнять обязанности.

  • Оставайся вечным ребенком! Я хочу продлить ощущение себя родителем, быть молодым и нужным.

  • Не добивайся успеха, не делай свершений! Мне комфортно поднимать свою значимость за счет твоих провалов, неудач, изъянов.

  • Не предпринимай никаких действий! Ты рискуешь потерпеть неудачу.

  • Не делай попытки стать лидером! Не надо демонстрировать мне, что я ведомая и неавторитетная личность.

  • Старайся не принадлежать к какой-то группе! Считай себя избранным.

  • Не вступай в тесный контакт! Будь отдаленным от других и эмоционально холодным.

  • Перестань чувствовать себя прекрасно! Думай о болезнях.

  • Не пытайся думать! Размышления бесполезны или вредны.

  • Постарайся ничего не чувствовать! Не надо показывать своих переживаний.

Далее подробнее о каждом послании...


Установка 1. Не живи!

Самое деструктивное родительское послание – «Умри!». Эта подсознательная программа часто выявляется у людей с суицидальными идеями, разрабатывающих или свершивших попытки самоубийства. Внушенное послание «Не живи» управляет жизнью депрессивных лиц, которые ощущают себя ущербными, никчемными, виноватыми, ненужными, нелюбимыми.

Некоторые особы отчетливо помнят «пожелания» их родителей «Лучше бы ты умер!», «Чтоб ты сгинул!». Другие же воспринимают такие указания на невербальном уровне.

По каким причинам родители адресуют детям пожелания смерти? Чаще всего такой приказ базируется на том, что собственный ребенок мешает взрослому жить или представляет угрозу лишения каких-то благ.

Приведем примеры. Молодой юноша, в душе которого живет требовательный ребенок, рано столкнулся с уделом отцовства. Замечая, что супруга с рождением малыша стала меньше уделять ему внимания, он пытается отвоевать свое место под солнцем, прибегая к поведению двухлетнего малыша. Какой вариант действий существует у крохи, который обрел конкурента в материнской любви? Возможно, единственный для него выход: лишить жизни новорожденного «пожирателя» родительского внимания. Однако взрослая личность вряд ли решится на убийство собственного чада, даже если и желает устранить конкурента. Однако невербальными средствами он выражает имеющуюся подсознательную потребность.

Юная женщина «случайно» беременеет и рожает ребенка. Однако фактически она не готова к материнству и подсознательно не хочет детей. Она хочет насладиться в полном объеме прелестями жизни, не желает коротать дни, ухаживая и воспитывая младенца. Сознательно она будет подавлять терзающее ее недовольство, изгоняя даже мысли о том, что дитя – ей помеха. Однако истинный настрой все же будет передаваться малышу. Это отсутствие искренней улыбки и естественного восторга, минимум общения и эмоциональная отрешенность – одни лишь обязанности по уходу и кормлению.

Установка «Не живи» может иметь крайне опасные, а нередко и смертельные последствия. Родителям следует помнить, что маленькие дети очень восприимчивы к скрытым угрозами смерти, даже если поведение взрослых внешне безобидное. При этом детская психика не может провести четкую грань между желаемым и свершаемым. Например, страдая от появления младшего брата и желая ему смерти, кроха решает, что он реальный убийца, заслуживающий строгой кары – лишения жизни. Или же другая ситуация: малыш пребывает в уверенности, что он источник проблем и несчастий, болезней и страданий родительницы. Он полагает, что своим появлением на свет обрел мать на мучения. У него утверждается идея, что ему лучше не жить.

К счастью, у психически здорового человека срабатывает естественный инстинкт самосохранения. Он, хоть и запрограммирован разрушающей родительской установкой, не сводит счеты с жизнью. Однако такой субъект вырабатывает для себя строгие жизненные правила, соблюдение которых позволяет ему остаться на этом свете. Например, ставит жесткие рамки «Я буду жить, пока...». Вместо многоточия могут быть любые варианты, например, «... буду занят исключительно работой, не заведу личных отношений».

Установка 2. Не будь тем, кто ты есть!

Не быть самим собой – такое предписание часто исходит от родителей, которые хотели и ожидали ребенка противоположного пола. Например, мечта супружеской пары – иметь сильного отважного наследника-сына. Но природа распорядилась по-своему, подарив им нежную застенчивую девушку. Взрослые, не радуясь такому подарку судьбы, называют малышку мужским именем. Они одевают девочку исключительно в одежду для мальчиков. Записывают на боевые виды спорта. Запрещают плакать и проявлять чувства. То есть всеми силами воспитывают в дочери исконно мужские качестве. В итоге вместо ласковой девушки вырастает бой-баба, которая без страха в горящую избу войдет.

Еще один вариант такой родительской установки – желание родителей, чтобы их младший ребенок был как две капли воды похож на старшую любимицу. Имел внешнее сходство, такие же интересы и увлечения, потребности и желания, способности и таланты. Родители неустанно твердят: «Ты должна быть такой же умницей и отличницей, как твоя сестра». Либо же мать, ненавидя внешность, способности, характер своего отпрыска, постоянно сравнивает его с иным «идеальным» ребенком. Она внушает своему чадо: «Вон Миша из соседнего подъезда и рисует, и на пианино играет, и соревнования по плаванию выиграл». В то же время достоинства своего крохи она вовсе не замечает или отрицает, ведь в ее голове прочно укоренился образ «совершенного малыша». Какими вырастают дети, воспитанные на таких установках? Людьми с комплексами неполноценностями, идеями собственной никчемности и ничтожности, патологическим перфекционизмом, которые обретают неврозы, свершив крошечную оплошность.

Установка 3. Перестань быть ребенком!

Такое послание часто исходит от родителей, которые сами по натуре еще дети. Тех, кто не готов взять на себя личную ответственность за происходящее. Взрослых, не готовых к семейной жизни и воспитанию потомков. Тех, кто чувствует угрозу их существованию с появлением маленького члена семьи.

Они на подсознательном уровне хотят, чтобы их окружали зрелые, состоявшиеся, ответственные личности, способные взять на себя решение жизненных проблем. Своего сына или дочь они готовы терпеть лишь при условии, что те будут демонстрировать взрослый стиль поведения. Поэтому от них исходят послания: «Ты уже большой, самостоятельный, чтобы делать это сам».

Еще одна причина нежелания видеть в своем малыше ребенка – непонимание особенностей детского возраста. Такие лица часто росли в неблагополучных семьях, и, вместо игр, вынуждены были заботиться о себе самостоятельно. Они были лишены возможности в полной мере насладиться детством, поэтому не видят смысла в ребяческих забавах. Для них единственным критерием «правильной жизни» являются конкретные дела человека.

Бывает, что внутренний запрет быть ребенком, дают себе сами дети с появлением младшего брата или сестры. Они живут установками родителей: «Ты старший, поэтому должен уступать, заботиться, жертвовать своими интересами». Чтобы соответствовать родительским ожиданиям, такие ребята рано принимают на себя исконно взрослые обязанности, лишившись детской непосредственности.

Еще один фундамент для утверждения установки не быть ребенком – постоянные ссоры родителей. Видя скандалы в семье, единственный ребенок принимает на себя вину за родительские размолвки и решает, что именно он несет ответственность за происходящее и должен принять «взрослые» меры для разрешения конфликта.

Установка 4. Оставайся вечным ребенком!

Приказание «Не расти» нередко исходит от родителя, воспитывающего малыша самостоятельно. Одинокая женщина, оставшись без мужа, находит свое предназначение в материнстве. Смысл ее жизни – быть идеальной матерью. Именно воспитание и забота о ребенке дают ей ощущение собственной значимости. Такой женщиной движет страх: если ее ребенок станет взрослым и самостоятельным, она станет никому не нужной.

Подобную установку также могут продуцировать взрослые, которые еще сами не повзрослели. Они не наигрались и не навеселились. В своем малыше они видят приятеля по играм. Им страшно, что повзрослевшие дети не будут разделять их интересы. Им не с кем будет проводить время и играть.

Базой послания «Не расти» может быть женский страх конкуренции. Мать замечает, что повзрослевшая дочь становится все привлекательнее и сексуальнее. Женщина в годах видит соперницу в своей юной дочери. Чтобы избежать конкуренции за внимание мужчин, дама мечтает, чтобы ее дочь оставалась дольше гадким утенком.

Послание «Не расти» может исходить от отца, когда у дочери появляются очевидные признаки женственности. Мужчину пугают его собственные ощущения при виде сексуальной дочери. Чтобы не наломать дров, он строит эмоциональную стену между ними, давая невербальный приказ «Будь маленькой девочкой!».

Установка 5. Не добивайся успеха, не делай свершений!

Такое приказание исходит от родителя-неудачника. Взрослый, не сумев построить успешную карьеру, не создавший собственный бизнес, испытывающий финансовые тяготы и попросту не счастливый, ревниво относится к достижениям собственного потомка. Вместо родительской гордости, он чувствует зависть и раздражение. Его выбивают из колеи существующие перспективы к дочери или сына. Он подсознательно ощущает, что его отпрыск – умнее, талантливее, настойчивее. Успехи собственного ребенка подчеркивают его никчемность и ничтожество.

Однако вместо того, чтобы работать над собой, он перекладывает вину за собственные неудачи на самое близкое драгоценное существо – ребенка. Чтобы смягчить терзающую его зависть, родитель транслирует малышу деструктивную установку. При этом на сознательном уровне родитель призывает своего сына или дочь усердно и старательно учиться, но подсознательно он ставит запрет на успех.

Школьник, живущий по таким противоречивым родительским правилам, как правило, учиться довольно неплохо. Он дисциплинированный и ответственный ученик, выполняющий все задания учителей. Однако, как дело доходит до проверочных работ, влияющих на показатель успеваемости, школьником начинает руководить подсознательная установка. Соответственно, он допускает много ошибок и получает по контрольной работе низкий балл.

Установка 6. Не предпринимай никаких действий!

Собирательное приказание, которое делает невозможным прогресс человека на любом поприще. Родители регулярно внушают ребенку опасения «Не делай, поскольку мир страшен, и действия могут привести к негативным последствиям». Взрослый утверждает, что лучше ничего не предпринимать, а плыть по течению, поскольку нынешнее положение – самое стабильное, а изменения могут быть опасными и страшными.

Очень часто такие приказания основываются на том, что родитель испытывает тотальный страх перемен. Возможно, он пережил на личном опыте какую-то драматическую ситуацию и с трудом достиг относительной стабильности. Он очень боится предпринять какие-то шаги, не веря в возможность улучшения к лучшему. Поэтому он настраивает своего отпрыска жить по этому сценарию: довольствоваться тем, что есть, и не делать шагов для изменения ситуации.

Установка 7. Не делай попытки стать лидером!

Нередко родители неумышленно взращивают серых безликих личностей. Они внушают детям: «Не стремись к лидерству, будь как все». Для этих взрослых позиция «Никогда не высовываться» выступает гарантом отсутствия проблем. Такие люди – старательные исполнители и дисциплинированные подчиненные. Однако они не проявляют никакой инициативы, не вносят предложений, не отстаивают свою точку зрения. Нередко они довольствуются вторыми ролями, отказываются от выгодных предложений и продвижения по службе, поскольку новая должность предполагает больше личной ответственности. Своим детям они также навязывают данную жизненную программу, лишая их шанса добиться значимого успеха и стать признанным авторитетом.

Разновидностью этого послания является приказ: «Не заявляй о своих желаниях, не проси больше, чем тебе дают окружающие». Родители всякими способами заглушают попытки крохи заявить о своем «Я». Они не хотят и слышать о существующих у малыша желаниях, потребностях, мечтах. На невербальном уровне они намекают, что терпят ребенка только при выполнении условия: тот полностью довольствуется тем объемом внимания, заботы, поощрений, которые предоставляют взрослые.

Установка 8. Старайся не принадлежать к какой-то группе!

Часто реальная причина одиночества – впитанная в детстве установка «Не принадлежи к какой-то группе!». Это малыш, усвоивший в детские годы, что состоять в какой-то общественной ячейке – опасно и страшно. Либо взрослые внушают детям, что те – сложные, застенчивые, робкие. Что они обязательно будут раскритикованы, осмеяны, отторгнуты обществом. Станут объектом издевательств, потому что они не такие, как все.

Такой ребенок с ранних лет отличается замкнутостью, отгороженностью от социума. Он не может установить полноценный контакт с окружающими людьми. Он не понимает чувств и желаний собеседника. Не может продемонстрировать свою позицию. В итоге у зомбированного взрослого возникает масса проблем на различных фронтах. Он не может построить продуктивные отношения с коллегами, руководством, подчиненными. Он лишен возможности общения с приятелями и друзьями. Ему трудно устроить личную жизнь.

Установка 9. Не вступай в тесный контакт!

Приказание избегать каких-либо тесных контактов зачастую исходит от одинокого человека. Разведенный субъект, натерпевшийся бед в несчастной семейной жизни, хочет уберечь своего ребенка от измены, предательства, физического насилия и страданий. Лучший выход, по его мнению, не заводить серьезных отношений вообще. Не доверять свои чувства, не рассчитывать на крепкий союз. Быть отстраненным от других людей.

Послание «Не будь близким» также подразумевает приказ не вступать в физическую близость. Очень часто такая установка – продукт мышления людей, которые не удовлетворены своей интимной жизнью. Возможно, причиной такого убеждения являются холодные отношения между супругами. Иногда это результат пережитого сексуального насилия. Соответственно, родители опять же стремятся уберечь ребенку от боли и страданий.

Программа быть эмоционально отчужденным возникает у детей, которые обделены родительским вниманием. Это те малыши, которые недополучают ласки, любви, поглаживаний. Над чувствами которых смеялись окружающие. Быть бесчувственным – защитный механизм, предупреждающий дискомфорт от отказа.

Подвидом этого послания является приказание «Не доверяй». Такая установка формируется у детей, потерявших в силу каких-то обстоятельств родителя, которого любили, обожествляли, уважали. Смерть матери или отца, к которому кроха питал сильные чувства – тяжелая трагедия. Он лишается самого главного – человека, которому он безусловно верил. Он не способен понять истинные причины произошедшего, и трактует гибель родителя как предательство.

Убеждение «Не доверяй» укрепляется, когда родители используют маленькую личность в собственных целях. Когда малыша регулярно обманывают, постоянно скрывают правдивые факты. Соприкосновение с обманом лишает безоговорочной веры ребенка в честность родителей. Стараясь застраховаться от дальнейших разочарований, малыш начинает держаться от всех подальше.

Повзрослев, такая особа становится подозрительной. Она не верит никому, поэтому не открывает свое истинное лицо. Часто на этой почве возникают разнообразные бредовые идеи – неверности, преследования.

Установка 10. Перестань чувствовать себя прекрасно!

Большинством ипохондриков управляет идея «Не будь здоровым». Для таких лиц болезнь – способ привлечь внимание окружающим, получить заботу и уход, почувствовать себя нужными.

Почва для такого убеждения закладывается в детстве, когда родители уделяют недостаточно внимания ребенку. Постоянно занятые взрослые начинают замечать своего сына или дочь только в случае болезни. Они остаются дома с заболевшим ребенком, читают ему сказки, кормят с ложки, удовлетворяют все желания.

У маленькой особы возникает и укрепляется мысль: «Чтобы родитель был рядом со мной, мне нужно заболеть». Сохранив эту стратегию во взрослые годы, человек «убегает в болезнь», когда у него возникают какие-то рабочие проблемы, не ладится в личной жизни. Именно эта родительская установка закладывает фундамент для ипохондрического расстройства личности.

Установка 11. Не пытайся думать!

Приказание «Тебе не надо думать» подразумевает, что родители убеждены, что их чадо – неспособный, глупый, забитый ребенок. Они скептически оценивают способности малыша. Презрительно оценивают его достижения. Они критикуют кроху за малейшую ошибку и высмеивают за крошечные недостатки.

Ребенок утверждается в мысли, что думать – бесполезно, поскольку он все равно совершит глупость и получит отрицательный результат. В детские годы такая установка негативно отражается на учебе. В подростковом возрасте приводит, что девушка или юноша, не имея своего мнения, пробует алкоголь или наркотики, вступает в различные секты, живя по принципу «Быть как все». Взрослая особа, управляемая такой установкой, не способна преодолевать трудности и избегает проблем. Очень часто такой человек становится жертвой алкогольной, наркотической, игровой зависимости.



Установка 12. Постарайся ничего не чувствовать!

Приказ «Не чувствуй» подразумевает, что испытывать эмоции – стыдно и бессмысленно. В таких семьях существует запрет на всякое проявление чувств. Мать умело скрывает свое недовольство и разочарование в муже-алкоголике. Отец оставляет без внимания естественное желание женщины чувствовать себя любимой. Родители постоянно говорят ребенку: «Плакать – стыдно», «Испытывать страх – признак трусости», «Волноваться – удел неудачников».

По словам психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова, так или иначе, эмоции никуда не деваются, им необходим выход наружу. А поскольку родители не научили малышей конструктивным путем выражать свои переживания, повзрослевшие особы погружаются в тяжелые депрессии, страдают от навязчивых страхов. Скрывая свои физические ощущения, взрослые игнорируют телесные симптомы опасных недугов. Финал – психосоматические болезни.

Статья написана при участии психолога, . Группа ВКонтакте https://vk.com/classicalhypnosis посвященная психологии и гипнотерапии. Лечение гипнозом от Геннадия Иванова на сайте!

Что такое ПТСР и как обратиться за помощью

В популярной культуре и в повседневном обиходе слово “травма” часто используется слишком свободно. Но что такое ПТСР на самом деле, кто от него страдает и какие существуют методы лечения?


Детский нейропсихолог: все, что нужно знать родителям

Детский нейропсихолог – это врач, который специализируется на диагностике и лечении детей с нарушениями высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация