Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Насколько сильно дети беспокоятся о различных вещах?

Жизнь детей - это не только веселье и игры. Они тоже достаточно много беспокоятся. По данным опроса детей в возрасте от 9 до 13 лет, 86% из них утверждают, что они волнуются. Более трети беспокоятся по крайней мере раз в неделю. Школьные и дружеские отношения являются ключевыми проблемами. А с возрастом беспокойство усиливается.

"Одна из вещей, которую мы действительно заметили во время пандемии было общее увеличение проблем с психическим здоровьем у детей - это и депрессия, и тревога, и беспокойство", - говорит Меган Уоллс, детский психолог из детской клиники Nemours Children's Health в Делавэре. "Нам было интересно узнать, как это выглядит сейчас? Как это выглядит сегодня в этом ландшафте?".

Чтобы лучше понять, что беспокоит детей, компания Nemours опросила 504 ребенка. Самые старшие респонденты - 13 лет - чаще, чем их сверстники младшего возраста, говорили, что считают, что никогда не перестанут волноваться. Так считает почти половина. Примерно каждый третий ребенок считает, что волнуется больше, чем большинство детей его возраста. Около 50% девочек сказали, что они беспокоятся о дружбе, по сравнению с 32% мальчиков. Около 35% детей беспокоились о здоровье близких. Девочки чаще, чем мальчики, беспокоились о своей внешности (39% против 24%). Более 6 из 10 сказали, что беспокоятся о школе. И более половины респондентов (55%) сказали, что более одного раза в неделю они беспокоятся о том, что над ними издеваются. Более 20% сказали, что издевательства беспокоят их ежедневно.

Дети также были обеспокоены некоторыми вопросами, которые, вероятно, не дают спать по ночам некоторым взрослым: 21% опрошенных беспокоятся о деньгах, 20% - о насилии в мире и 19% - об окружающей среде. Около двух третей сказали, что когда они волнуются, они не знают, почему они так себя чувствуют.

Хотя уровень беспокойства может быть тревожным, дети также сказали, что у них есть способы справиться с ним.

"Это говорит мне о том, что дети относительно устойчивы, но также относительно проницательны, что они могут посмотреть и сказать: "Да, я беспокоюсь, и вот о чем я беспокоюсь, и вот что я собираюсь с этим делать", - сказал Уоллс.

Около 97% молодых респондентов сказали, что они предпринимают шаги, чтобы улучшить свое самочувствие или перестать переживать. Примерно половина разговаривает с кем-то. Около половины сказали, что смотрят телевизор или играют в видеоигры. Среди детей младшего возраста около 77% сказали, что обращаются к родителям, когда чувствуют беспокойство. Около 51% детей 12-13 лет сказали, что они тоже так делают.

"Если вы подумаете о том, что является самой важной частью такого исследования, то я, как психолог, считаю одной из самых важных частей то, что наши младшие дети, особенно в возрасте от 9 до 11 лет, в первую очередь обращаются к своим родителям", - сказал Уоллс.

С точки зрения развития, вполне логично, что число тех, кто обращается к родителям, несколько уменьшается, когда дети достигают подросткового возраста, сказал Уоллс.

Когда они беспокоятся, дети сообщают, что не могут сосредоточиться, чувствуют себя грустными или тихими. Они также говорили, что у них болит живот или голова.

В целом, 96% сказали, что разговор с кем-то помогает им чувствовать себя лучше. Около 93% сказали, что занятие чем-либо творческим поднимает им настроение.

По словам Уоллса, тот факт, что многие дети обращаются к экранам, когда беспокоятся, может дать возможность направить их к приложениям или информации, которые могут помочь им справиться с ситуацией.

Конечно, есть разница между обычным беспокойством и тревожным расстройством, которое может потребовать более специализированной помощи.

Хотя беспокойство служило эволюционной цели - например, благодаря ему предки человека могли избежать поедания ядовитой ягоды, которой они не знали, - чрезмерное беспокойство может быть признаком беспокойства, говорит Дэвид Фридландер, психолог Центра расстройств настроения Института детского разума в Нью-Йорке.

"В нас запрограммировано, что мы должны иногда волноваться. Само по себе беспокойство даже не является проблемой психического здоровья", - сказал Фридландер, который не принимал участия в исследовании. "Когда вы беспокоитесь слишком сильно, до такой степени, что это негативно влияет на вашу жизнь в самых разных ситуациях", тогда это уже более серьезная проблема.

По словам Фридландера, одним из признаков того, что проблема может быть более серьезной, является беспокойство, выходящее за рамки того, что кажется уместным в конкретной ситуации. Череда беспокойств по поводу несвязанных вещей или беспокойство, возникающее чаще, чем обычно, - другие предупреждающие признаки.

Если у ребенка действительно тревожное расстройство, отметил Фридландер, беспокойство может сопровождаться другими симптомами, такими как трудности с концентрацией внимания или сном, или физическими симптомами, такими как мышечное напряжение.

Это может быть признаком того, что пора обратиться за консультацией к педиатру или психологу.

Фридландер отметил, что в исследовании даются советы родителям, если их ребенок беспокоится. Он советует спрашивать детей о том, что у них на уме, терпеливо выслушивать их, подтверждать их опасения и помогать им думать о том, как справиться с проблемой.

"Очень естественная реакция для родителя, когда ваш ребенок в расстройстве, - попытаться исправить то, что вызывает у него расстройство, - сказал Фридландер.

По его словам, это желание облегчить страдания вашего сына или дочери, а также те, которые вы можете испытывать из-за беспокойства вашего ребенка.

"Но дети, да и вообще любой человек, часто нуждаются в том, чтобы их выслушали. Прежде чем приступать к исправлению проблемы, нужно сказать: "Я понимаю, почему это тебя беспокоит. Это должно быть очень тяжело", - говорит Фридландер. "И сделать этот шаг в первую очередь чрезвычайно важно, чтобы помочь им справиться с эмоциями. И как только вы это сделаете, вы можете перейти к решению проблем".

Cara Murez, HealthDay. Пер.:

Роль родительского отношения в возникновении нарушений психического развития ребенка

Нарушенное родительское, прежде всего материнское отношение рассматривается как значимый фактор в возникновении определенных нарушений психического развития у детей. Так, некоторыми исследователи рассматривают неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве как средовой фактор в развитии шизофрении.


Типичные психологические проблемы детей-дошкольников

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация