Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Ролевые игр в раннем детстве

В редакционной статье, опубликованной в журнале Neuroscience and Biobehavioral Reviews Дэвидом Ф. Бьорклундом, Ph.D, доцентом кафедры психологии Научного колледжа имени Чарльза Э. Шмидта при Университете Флорид, ролевые игры детей младшего возраста сравниваются с “метафорическим поливитамином”. Бьорклунд рассказывает о множестве доказанных преимуществ ролевой игры для когнитивного, социального и эмоционального развития детей и предупреждает, как изменилось “обучение через игру” в соответствии с требованиями современного общества.

Учитывая, что естественный отбор сформировал детство для приобретения и совершенствования адаптированных к виду социально-когнитивных навыков - в значительной степени через ролевую игру, - очень жаль, что современная культура игнорирует эволюционную мудрость о том, как лучше всего обучать детей младшего возраста.

“На протяжении всей истории нашего вида и доисторического периода, а также в культурах охотников-собирателей и традиционных культурах сегодня, маленькие дети приобретали важные культурные знания и навыки через игру и наблюдение, при этом многие модели поведения взрослых имитировались во время игры. Ролевая игра связана с развитием множества когнитивных способностей, таких как исполнительная функция, язык и умение видеть перспективу, которые важны для образования, поэтому сводить ролевые игры к минимуму неразумно, - говорит Бьорклунд.

Он объясняет, что прямое обучение детей взрослыми редко встречается в традиционных культурах, и, скорее всего, так было и у наших предков охотников-собирателей. Однако с появлением все более сложных технологий, таких как чтение и математика, и необходимостью всеобщего образования возникла необходимость в формальном школьном обучении, которое в последнее время распространилось и на детей младшего возраста.

“Распространенность дошкольного образования во многих развитых странах увеличивалась на протяжении десятилетий, и в отличие от прежних времен, когда “обучение через игру” описывало основную учебную программу, современное дошкольное образование вместо этого часто делает упор на прямое обучение, характерное для педагогики, предназначенной для детей старшего возраста. Это отражает эволюционное несоответствие между развитыми способностями маленьких детей к обучению и требованиями современного общества”.

Ролевая игра возникает добровольно и спонтанно, особенно когда человек расслаблен и не испытывает стресса, и обычно не имеет непосредственной практической цели. “В контексте ролевой игры навыки включают в себя воображение, способность думать о возможностях, которые отличаются от реальности, мысленное путешествие во времени, подражание и другие символические способности”, - говорит Бьорклунд.

Он объясняет, что ролевая игра функционирует как процесс ожидания опыта, повышая готовность мозга к целенаправленному обучению. “Неясно, создал ли длительный период детского и ювенильного развития больше возможностей для игр, или же эта игривость возникла в результате этого длительного периода, однако эта эволюция детства вместе с ее длительной нейронной пластичностью могла стать важнейшей частью для развития современного человеческого разума”.

Ролевая игра, скорее всего, играет решающую роль в развитии и совершенствовании психологических навыков, а не просто необходима для их появления. “Развитая ролевая игра наиболее очевидна во время расширенной ювенильной стадии у людей. Это удлинение привело к появлению отдельной стадии детства, длящейся примерно до 7 лет и характеризующейся большей независимостью и социальным взаимодействием”. В это время дети участвуют в более сложных играх, а их когнитивные способности продолжают развиваться. Бьорклунд подчеркивает, что этот длительный ювенильный период и его нейронная пластичность необходимы для развития наших уникальных социально-когнитивных навыков.

Исследования, сравнивающие дошкольные программы, основанные на игре, с программами, ориентированными на прямое обучение, постоянно показывают, что, хотя прямое обучение может принести немедленные выгоды, игровые подходы дают более значительные долгосрочные преимущества как в академической успеваемости, так и в плане отношения учащихся к школе.

“Одно из наиболее полных исследований долгосрочных последствий прямого обучения дошкольников из малообеспеченных семей показало, что, несмотря на первоначальные успехи в учебе, со временем эти преимущества уменьшались. К третьему классу дети из контрольной группы превосходили детей, обучавшихся по программе прямого обучения, и этот разрыв увеличился к шестому классу”. Эти результаты заставили исследователей пересмотреть эффективность интенсивного обучения детей базовым навыкам и рассмотреть потенциальные преимущества игровых дошкольных программ, особенно для детей с риском развития интеллектуальных проблем.

Бьорклунд говорит, что в развитых странах также сокращаются перемены и возможности для свободных игр детей старшего школьного возраста, которые иногда заменяются играми под руководством взрослых, что опять же противоречит тому, что известно о развитии способностях детей к обучению. “Такая практика может не только сделать обучение более трудным, но и негативно повлиять на чувство самостоятельности детей в отношении обучения. Ролевые игры появились для того, чтобы дети могли приобретать и совершенствовать важные культурные знания и навыки в течение длительного ювенильного периода. Способности, необходимые современным детям, изменились и могут потребовать новых средств обучения, но мы не должны упускать из виду существенные преимущества, которые ролевая игры по-прежнему может дать самым маленьким представителям нашего вида”.

Атлантический университет Флориды, Пер.:

Мужчины несут основную тяжесть «эпидемии одиночества» в условиях сильного давления со стороны общества

Традиционные определения мужественности подчеркивают важность роли мужчины как кормильца. А реакция общества на проявление мужчинами эмоций и уязвимости часто бывает преуменьшающей, а то и пренебрежительной.


7 советов по использованию мышления “снова в школу”, которые помогут вам достичь целей

Новый учебный год часто означает изменение распорядка дня, смену одежды и людей, с которыми мы общаемся. Эти изменения могут способствовать повышению мотивации при начале новой жизни.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация