Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Санцевич Диана Владиславовна

Санцевич
Диана Владиславовна

Интегративный подход в практике работы детской психокоррекционной группы

Содержание:

Введение

Источник: Санцевич Д.В., Круглова А. Е. Психология под ред. Я. Л. Коломинского – Минск, 2002. - № 1 (с. 105-110), № 2 (с. 56-70).

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Обоснование подхода

Сам перевал тянулся издалека. А там, куда уходила волшебная дорожка, он поднимался и переходил в горный гребень. Дальше волшебная дорожка терялась среди скал, и уследить за ней было трудно.

В. Г. Кротов

... когда вещь придумана, она уже вполне настоящая, у нее уже своя жизнь началась. Может, все, что придумаешь, даже и раньше где-то было, только мы о нем не догадывались.

В. Г. Кротов

Стратегию своей работы мы выстраивали в соответствии с выявленными психологическими особенностями клиентов и нашими собственными теоретическими представлениями. Теоретической основой нашего подхода является концепция психологического здоровья личности, интенсивно разрабатываемая в конце ХХ века [14, 1, 10]. Психологическое здоровье рассматривается в ней как динамический процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и поведенческий аспекты. Психологическое здоровье представляет собой качественно особое состояние личности, характеризующееся способностью личности к преодолению кризисных и травмирующих жизненных событий без отрицательных последствий для здоровья. Акцент на развитие у клиента таких способностей во многом обеспечивает превентивный эффект психотерапии.

Любое психотерапевтическое направление выдвигает свои критерии психологического здоровья. В психоанализе это – критерий интегративности прошлого и настоящего опыта, осознание источника проблем, отреагирование патологического поведения. В гуманистической школе К. Роджерса, С. Джурарда и др. – это высокий уровень самоуважения, автономность, отношение к другому человеку как к неповторимой ценности, эмоциональное самовыражение, открытость опыту и чувствам.

Приведенные выше примеры иллюстрируют и современное состояние психотерапии в целом, которое характеризуется процессом выработки её целостной парадигмы на уровнях теоретической интеграции, психотерапевтической полипрогмазии и методического эклектизма [11].

Эту тенденцию отражает интегративный подход [13, 4], стремящийся предложить концепцию, выходящую за рамки какой-либо отдельно взятой теории, и привести существующее богатство разнообразия видов психотерапии к единому общему знаменателю. Таким знаменателем является результат, а не процесс психотерапии, ответ в первую очередь на вопрос: "Что необходимо для этого человека, для этой группы?" и только во вторую – "Как я могу помочь?". В. Сатир сказала об этом так: "При всем моем желании я не могу отнести себя ни к одной из перечисляемых вами категорий... Моя психотерапия включает элементы всех перечисленных вами направлений психотерапии. Я думаю, что было бы важно прекратить подразделять психотерапию на различные школы и приглядеться к работе психотерапевтов в рамках этих школ. При таком подходе, возможно, окажется, что моя психотерапия отличается тем, что я концентрируюсь на развитии здоровья и считаю все симптомы препятствиями на пути к здоровью. Следовательно, моя работа направлена на улучшение здоровья, а здоровье, в свою очередь, устраняет эти препятствия". [3].

Несмотря на то, что существующие подходы к психотерапии и коррекции сосредоточены на их различных аспектах и проблемах, эти подходы не столь различны по отношению к объекту своего воздействия – человеческой личности [3]. Основанием для концептуального синтеза теоретических направлений для нас является модель психологического здоровья. Интегративный подход позволяет реализовать эту модель, исходя из представлений о целостном реагировании организма на психогенные воздействия.

Перейдем к рассмотрению психологических особенностей клиентов.

В ходе первичных обследований психологом - консультантом были зарегистрированы следующие жалобы родителей: непослушание, склонность к аффективным вспышкам, тревожность, капризность, трудности вступления в контакт и проблемы взаимоотношений со сверстниками (А., Р., Ф.); обидчивость, плаксивость (А., О.); неуверенность ребенка, неумение постоять за себя (Т., О.); стеснительность, необщительность, замкнутость ребенка, боязнь "публичных ситуаций" (А., Т.); неустойчивость внимания, повышенная возбудимость, высокая утомляемость (Е., Р, Д., Н.); трудности в обучении и во взаимодействии со сверстниками (Е., Д.); неуспеваемость, нежелание посещать школу (Н.); страхи (Р, Ю.); интенсивный настойчивый беспричинный страх, тревожность, подавленность, тремор пальцев рук (Л.); домашнее воровство (Ф.), излишняя привязанность к матери и, в то же время, оппозиция по отношению к ней (А.).

Психологические обследования детей включали в себя клиническую беседу и необходимые в каждом случае, с точки зрения психолога - консультанта, методики: проективные рисуночные тесты ("Статический рисунок семьи", "Кинетический рисунок семьи", "Несуществующее животное"), проективную методику "Сказки Дюсс", методику цветовых выборов Люшера. В результате обследований были установлены такие специфические нарушения и проблемы детей, как: семейное неблагополучие (Р., Д., О., Е., Н., В., А., Ф., Т.), трудности адаптации к школьной жизни (Д., Е., Н., Т.), ослабленное соматическое здоровье (Е., Н.), психические и соматические нарушения различной степени тяжести: психогенная аллергия (Н.), синдром дефицита внимания (Е., Р.), реакции протеста (оппозиции) в форме элективного (избирательного) мутизма, патологически привычные действия (Д.), фобии (Л.), фобический невроз (Р.), робость и застенчивость (Т., А.), мозговая патология (Е.).

В результате анализа семейных контекстов во всех рассматриваемых случаях были выявлены нарушения детско - родительских отношений. В первую очередь страдал эмоциональный компонент образа жизни семьи. Зафиксированы существование запрета на выражение эмоций, особенно отрицательных ("Прикуси язык!", "Думай, что говоришь!"); негласный запрет на выражение и обсуждение чувств, связанных с переживанием горя, страха перед смертью, одиночества и незащищённости.

Е. Н. Захарова отмечает [2], что в таких семьях родители, высоко оценивая себя как родителей, тем не менее, имеют тенденцию воспринимать ребёнка в качестве объекта манипуляции, подчинять его не только системе социальных требований, но и личным собственным планам, собственному настроению, не воспринимая его в качестве равноправного партнёра взаимодействия, который имеет свои планы, переживания, настроение.

С помощью методов наблюдения и клинической беседы нами были выявлены следующие особенности дисфункциональности семей: жёсткость структуры фиксированных ролей либо её отсутствие; наличие патологизирующих ролей ("больной ребёнок", "неисправимый", "семейный тиран", "слабак", "спасительница"); слабая проницаемость внешних границ, семьи, осуществление основных контактов по родственным связям; избыточная ригидность или диффузность границ семейных подсистем.

Для детей из таких семей характерно неумение гармонично включаться в социальную среду, осваивать новые социальные роли, устанавливать и поддерживать контакт с окружающими.

Таким образом, объектом психокоррекции стали нарушенные отношения личности. Огромный потенциал для изменения системы отношений, неадекватных реакций и форм поведения заложен в групповой форме работы [7, 8]. Она создает уникальную терапевтическую ситуацию, в которой психолог имеет возможность осознанно и целенаправленно использовать взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между участниками группы.

На основании полученных данных была проанализирована необходимость групповой коррекции для каждого из детей и возможность их включения в работу формирующейся группы. В результате психологи пришли к выводу о целесообразности организации детско-родительской психокоррекционной группы. Было получено согласие детей и их родителей на участие в работе.

Назад Вперед

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация