Как пользоваться этой книгой
Эта книга написана для читателей с любым терапевтическим опытом и уровнем развития навыков, которым не хватает знаний о фундаментальных составляющих когнитивной концептуализации и лечения. Крайне важно понимать, как и когда варьировать стандартное лечение в соответствии с индивидуальными потребностями пациентов.
Ваш рост как когнитивно-поведенческого терапевта ускорится, если вы начнете самостоятельно применять описанные в этой книге инструменты. Сначала по мере чтения старайтесь концептуализировать собственные мысли и убеждения. Начните обращать внимание на изменения собственного эмоционального состояния. Заметив, что ваше настроение изменилось или сильно ухудшилось (или заметив, что вы ведете себя дисфункционально и ощущаете телесные проявления негативных эмоций), спросите себя, что вы сейчас чувствуете. И, конечно же, задайте себе главный вопрос когнитивно-поведенческой терапии:
«О чем я только что подумал(а)?»
Так вы научитесь выявлять собственные автоматические мысли. Ваше самообучение базовым навыкам когнитивно-поведенческой терапии в роли субъекта позволит вам быстрее понять, как передать эти навыки пациентам.
Особенно полезным будет выявлять автоматические мысли по мере чтения этой книги или применения описанных техник с пациентами. Если, например, вы обратите внимание, что чувствуете легкое раздражение, спросите себя: «О чем я только что думал(а)?» Возможно, это поможет вам выявить автоматические мысли вроде:
- «Это слишком сложно».
- «Возможно, я не смогу это освоить».
- «Мне некомфортно это делать».
- «А что, если я попробую, а это не сработает?»
Опытные терапевты, которые сначала специализировались на других направлениях психотерапии, могут отметить другие автоматические мысли:
- «Это не сработает».
- «Пациенту это не понравится».
- «Это слишком поверхностно/структурировано/неэмпатично/просто».
Выявив у себя подобные мысли, вы можете либо снова сосредоточить внимание на чтении, либо перейти к главам 11–12, в которых описано, как оценивать автоматические мысли и реагировать на них. Обращая внимание на собственный образ мыслей, вы сможете не только развить навыки когнитивно-поведенческого терапевта, но и научитесь менять собственные дисфункциональные мысли и влиять на настроение (а значит, и на поведение), что только облегчит вам процесс обучения.
Стандартная аналогия, которая часто используется в работе с пациентами, подойдет и для начинающих когнитивно-поведенческих терапевтов. Осваивать навыки когнитивно-поведенческой терапии — то же самое, что осваивать другие навыки. Помните, как вы учились водить или пользоваться компьютером? Сначала вы действовали неуклюже? Нужно было уделять огромное внимание деталям и действиям, которые теперь получается запросто выполнять автоматически? Бывало так, что вы падали духом? По мере продолжения обучения казалось ли вам, что вы все лучше понимаете, что происходит, все увереннее себя чувствуете? И освоили ли вы в конце концов навыки до такой степени, что смогли пользоваться ими легко и непринужденно? У большинства людей есть опыт подобного получения навыка, в котором они в итоге преуспели.
Так же проходит и процесс обучения когнитивно-поведенческой терапии. Приступая к работе с пациентами, ставьте небольшие, четко сформулированные, реалистичные цели. Хвалите себя за маленькие достижения. Сравнивайте достижения с уровнем способностей до начала чтения книги или со временем, когда вы впервые узнали о когнитивно-поведенческой терапии. Осваивайте разные способы реагирования на негативные мысли, например на те, в которых вы сравниваете себя с опытными поведенческими терапевтами или которые снижают вашу уверенность в себе, потому что сравнивают ваш текущий уровень с целевым.
Если вы беспокоитесь о том, как пациенты отнесутся к вашему предложению использовать методы когнитивно-поведенческой терапии, сделайте для себя копинг-карточки с важными утверждениями. Перед первым самостоятельным приемом пациентов у моих студентов часто возникают непродуктивные мысли. Я предлагаю им делать специальные карточки, которые будут на эти мысли отвечать. Конечно же, их содержание определяется индивидуально, но обычно на них пишется что-то подобное:
Передо мной не стоит цели вылечить пациента сегодня. Никто не ждет от меня этого.
Моя цель — заключить хороший терапевтический союз, помочь решить какие-то проблемы и, если получится, развить собственные навыки в области когнитивно-поведенческой терапии.
Чтение таких карточек помогает снизить тревогу и сосредоточиться на пациентах — а значит, работать эффективнее.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
"Вредная самооценка. Не дай себя обмануть."

Большинство людей самооценку основой эмоционального благополучия и успеха. Всемирно известный психолог Альберт Эллис, наоборот, называет самооценку величайшим эмоциональным расстройством, ставящим нас в зависимость от мнения окружающих: мы хвалим себя, если нас одобряют другие, мы проклинаем себя, когда другие не одобряют нас. Получается, что самооценка может принести вред психике. В книге доктор Эллис не только разбивает научный миф о значении и пользе самооценивания, но также дает упражнения для изменения самооценочных шаблонов мышления, эмоций и поведения на позитивный подход самопринятия, как основы для установления здоровых отношений с самим собой и другими людьми.
Наконец, нужно сказать, что главы этой книги расположены таким образом, что их лучше читать по порядку. Возможно, вам захочется пролистать вводные главы и сразу перейти к разделам книги, посвященным терапевтическим техникам. Однако когнитивно-поведенческая терапия — это не просто применение определенных техник. Среди прочего она предполагает умелый отбор и эффективное использование широкого спектра техник, основанных на концептуализации. В следующей главе представлен обзор лечения, за ней следует глава, посвященная концептуализации. В главе 4 описывается процесс оценки, а главы 5–8 посвящены структуре и содержанию терапевтических сессий. В главах 9–14 разбираются основные составные элементы когнитивно-поведенческой терапии: выявление когниций и эмоций и адаптивное реагирование на автоматические мысли и убеждения. В главе 15 приведены дополнительные когнитивные и поведенческие техники, а мысленные образы мы обсудим в главе 16. Глава 17 посвящена домашним заданиям. В главе 18 рассматриваются вопросы, связанные с завершением терапии и предупреждением рецидивов. Эти главы закладывают основу для глав 19–20: в них описан процесс планирования лечения и диагностирования проблем пациента. И, наконец, в главе 21 приводятся рекомендации о том, как когнитивно-поведенческому терапевту планировать свое дальнейшее развитие.