Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Джудит Бек
(Judith S. Beck)

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям

Содержание:

Глава 1.Введение в когнитивно-поведенческую терапию

Фрагмент книги «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям», Джудит Бек. Издательство «Питер», СПб, 2018 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Глава 9. Выявление автоматических мыслей

Согласно когнитивной модели, интерпретация ситуации (а не сама ситуация), обычно имеющая вид альтернативных мыслей, влияет на эмоции, поведение и физиологические реакции человека. Конечно же, есть события, способные огорчить каждого: например, личная обида или отказ. Однако люди с психическими расстройствами часто неверно интерпретируют нейтральные и даже позитивные ситуации — иными словами, их автоматические мысли необъективны. Критический разбор подобных мыслей и исправление мыслительных ошибок часто приводит к улучшению общего состояния пациента.

В этой главе вы узнаете об основных характеристиках автоматических мыслей. А затем мы разберем:

- как объяснять автоматические мысли пациентам;
- как выявлять и конкретизировать автоматические мысли;
- как научить пациентов самостоятельно выявлять автоматические мысли.

Характеристики автоматических мыслей

Автоматические мысли — это поток мышления, который сосуществует с более явным, осознаваемым потоком мыслей (Beck, 1964). Эти мысли не являются чем-то особенным и встречаются не только у людей с психологическими проблемами — они свойственны нам всем. Большую часть времени мы практически их не осознаем, хотя достаточно легко научиться выводить их на сознательный уровень. Научившись осознавать эти мысли, можно автоматически проводить проверку их достоверности, чтобы понимать, дисфункциональны они или нет.

Например, читатель этого текста, сосредоточиваясь на содержании главы, может иметь автоматическую мысль «Я ничего не понимаю» и из-за этого слегка тревожиться. Однако он может спонтанно (и неосознанно) отреагировать на эту мысль продуктивно: «Кое-что я все-таки понимаю; надо просто перечитать вот этот раздел еще раз».

Подобная проверка соответствия автоматических мыслей реальности и реакция на негативные мысли — обычное дело. Однако в подавленном состоянии люди не всегда способны оценить свои мысли критически. Когнитивно-поведенческая терапия помогает им оценивать автоматические мысли осознанно и последовательно, особенно когда они расстроены.

Например, когда Салли читала очередную главу из учебника по экономике, она рассуждала примерно так же, как упомянутый выше читатель: «Я ничего не понимаю». Однако затем ее размышления уходили в деструктивном направлении: «Я никогда это не пойму». Она считала эти мысли правдивыми и из-за этого грустила. Однако когда Салли освоила инструменты, которые предлагает когнитивно-поведенческая терапия, она смогла использовать собственные негативные эмоции в качестве сигнала к тому, что нужно формулировать и переоценивать автоматические мысли, а также формулировать адаптивный ответ: «Секундочку, вовсе не обязательно правда, что я никогда ничего не пойму. Да, у меня есть трудности, но если я перечитаю материал сейчас или вернусь к нему, когда почувствую себя лучше, вероятно, я лучше во всем разберусь. В любом случае это понимание никак не повлияет на мою жизнь. К тому же я всегда могу попросить кого-нибудь все мне объяснить».

Хотя автоматические мысли и возникают спонтанно, как только идентифицированы глубинные убеждения пациента, их становится несложно предсказать. Вам нужно выявить дисфункциональные автоматические мысли — то есть такие, которые искажают реальность, негативно влияют на эмоциональное состояние и/или мешают пациенту достигать поставленных целей. Дисфункциональные автоматические мысли почти всегда негативные; исключение составляют только маниакальные и гипоманиакальные пациенты, пациенты с нарциссическими расстройствами личности или пациенты с зависимостями, вызванными употреблением психоактивных веществ.

Автоматические мысли обычно довольно короткие, и пациенты лучше осознают эмоции, которые ими вызываются, но не сами мысли. Например, во время сессии пациент может осознавать, что почувствовал тревогу, грусть, раздражение или стыд, но не осознавать вызвавших их мыслей, пока терапевт не задаст наводящий вопрос.

Эмоции, которые переживают пациенты, логически связаны с содержанием автоматических мыслей. Например, пациент думает: «Я такой неудачник. Я не понимаю ничего, что говорится [на совещании]», — и ощущает грусть. В следующий раз он думает: «Она [моя жена] меня не ценит», — и злится. И он тревожится, когда думает: «А что, если мне не одобрят кредит? Что мне делать?»

Часто автоматические мысли звучат очень коротко, но их истинное значение несложно понять: достаточно спросить пациента, что именно имеется в виду. Например, когда пациент думает: «О нет!» — это на самом деле значит «[Мой босс] даст мне слишком много работы». Для другого пациента мысль «Черт!» может иметь следующее значение: «Я такой дурак, что оставил телефон на работе».

Автоматические мысли могут иметь вербальную и/или образную форму. У описанного выше пациента автоматическая мысль выражалась вербально («О нет!»), а также он представлял себя, сидящего в одиночестве за рабочим столом среди ночи и пытающегося подбить налоги (более подробное описание визуальной формы автоматических мыслей дано в главе 16).

Оценивать автоматические мысли можно с точки зрения их достоверности и полезности. Чаще всего автоматические мысли так или иначе искажены и приходят в голову несмотря на очевидные доказательства их неверности. Кроме того, автоматические мысли бывают верными, однако человек делает из них искаженные выводы. Например: «Я не сделал того, что обещал [другу]» — это правдивая мысль, но вот заключение «Значит, я плохой человек» — нет.

К третьему типу автоматических мыслей можно отнести мысли, которые также верны, но по определенным причинам оказываются дисфункциональными. Например, когда Салли готовилась к экзаменам, она подумала: «На подготовку понадобится очень много времени. Придется сидеть до трех часов ночи». Безусловно, эта мысль была правильной, но она лишь усилила тревогу, из-за чего снизилось внимание и мотивация. Разумным ответом на эту мысль была бы проверка ее полезности: «Действительно, придется хорошенько потрудиться, чтобы успеть к экзамену, но я справлюсь; раньше у меня все получалось. А если я буду думать о том, как много еще предстоит сделать, я только почувствую себя хуже и не смогу сосредоточиться. Возможно, мне потребуется даже больше времени. Намного полезнее сосредоточиться на том, чтобы за конкретный промежуток времени заканчивать определенную часть работы и похвалить себя за это». Оценка достоверности и/или полезности автоматических мыслей, а также адаптивная реакция на них обычно приводят к улучшению настроения.

Резюме. Автоматические мысли сосуществуют с более очевидным потоком мыслей, возникают спонтанно и не основываются на рефлексии или волевых решениях. Обычно люди намного лучше осознают вызванные ими эмоции, а не сами мысли. Однако, потренировавшись, можно научиться выводить их на уровень сознания. Мысли, связанные с личными проблемами, ассоциируются с конкретными эмоциями в зависимости от содержания и значения. Как правило, они сформулированы кратко и звучат быстро, могут возникать как в вербальной, так и в образной форме. Обычно люди принимают свои автоматические мысли за правду, не обдумывая и не оценивая их. Выявление, оценка и правильная (более адаптивная) реакция на автоматические мысли обычно позволяют достичь улучшения эмоционального состояния.

Назад Вперед

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям


Когнитивно-поведенческая терапия является теоретической и практической базой для специалистов всех помогающих профессий. В этой книге раскрываются современные положения одного из самых эффективных направлений психотерапии. Первое издание стало ведущим учебником в мире и легло в основу большинства университетских программ по психологии, психиатрии, социальной работе и консультированию. В новое расширенное и переработанное издание включено множество ценных сведений по значимым процессам формирования терапевтических отношений, практикам осознанности и другим техникам современных форматов КПТ. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов гуманитарных направлений.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация