Трудности, связанные с выявлением автоматических мыслей
Если пациенту не удается ответить на вопрос «О чем вы только что подумали?», вы можете:
1. Спросить его, что именно он почувствовал и какими телесными проявлениями это сопровождалось;
2. Получить подробное описание проблемной ситуации;
3. Попросить пациента вообразить беспокоящую его ситуацию;
4. Предложить пациенту разыграть определенное взаимодействие по ролям (если беспокоящая ситуация связана с межличностным взаимодействием);
5. Узнать, какой образ возникает в воображении пациента;
6. Огласить мысли, противоположные тем, которые, как вам кажется, на самом деле возникли у пациента;
7. Спросить, какое значение для него имеет ситуация;
8. Перефразировать вопрос.
Эти техники проиллюстрированы в приведенных ниже стенограммах терапевтических бесед.
Усиление эмоциональной и физиологической реакции
Т. Салли, когда вы думали, не поднять ли руку в аудитории, какие мысли у вас возникали?
П. Не знаю.
Т. Как вы себя тогда чувствовали?
П. Наверное, тревожно.
Т. А где в теле сосредоточилась эта тревожность?
П. Здесь. (Показывает на живот.) В желудке.
Т. Вы можете сейчас почувствовать то же ощущение?
П. (Кивает.)
Т. Итак, вы сидели в аудитории, думали о том, не ответить ли на заданный вопрос, и почувствовали тревожное ощущение где-то в области желудка… И о чем вы в тот момент могли подумать?
П. Что, если я плохо отвечу, на меня будут смотреть осуждающе.
Получение подробного описания
Т. Значит, вчера вечером вы были в своей комнате одна, и вдруг почувствовали сильную грусть?
П. Да.
Т. А о чем вы тогда подумали?
П. Не знаю. Мне было очень тоскливо, грустно.
Т. А можете подробнее описать мне, как это было? Который час был тогда? Чем вы занимались? Что еще происходило вокруг?
П. Было где-то 18:15. Я только вернулась с ужина. В общежитии было пусто, поэтому я быстро поела. Я собиралась достать учебники, чтобы сделать задание по химии…
Т. Вы собирались сделать задание и думали…
П. (Называет автоматическую мысль.) Это так сложно. Я никогда не пойму этот предмет.
Т. И что случилось потом?
П. Я просто пошла и легла в кровать.
Т. И пока вы лежали, о чем вы думали?
П. Как я не хочу все это делать. Как не хочу быть сейчас здесь.
Визуализация ситуации
Т. Салли, представьте, пожалуйста, что вы прямо сейчас снова оказались в аудитории, профессор что-то говорит, рядом перешептываются ваши однокурсники, а вы нервничаете… Вы можете это визуализировать, будто все происходит прямо сейчас? Какого размера аудитория? Где вы сидите? Что говорит профессор? Что вы делаете? И тому подобное.
П. Я на занятиях по экономике. Впереди профессор. Давайте попробуем… (Переключается на прошедшее время, которое ослабляет ощущение реалистичности и, как следствие, эмоциональную реакцию.) Я сидела где-то на предпоследнем ряду и очень внимательно слушала…
Т. (Подталкивает пациента выражаться так, словно все происходит в данный момент.) Лучше скажите: «Я сижу на предпоследнем ряду и внимательно слушаю…»
П. Профессор рассказывает, какие мы можем выбрать темы: макроэкономический взгляд на экономику или… что-то еще, а затем слева от меня парень наклоняется и шепотом спрашивает: «Когда нужно сдать доклад?»
Т. И о чем вы в этот момент думаете?
П. Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать.
Воссоздание межличностного взаимодействия через ролевую игру
Сначала пациенты описывают, кто и что сказал, а затем ситуация разыгрывается по ролям: пациент играет себя, а терапевт — другого человека.
Т. Значит, вы почувствовали грусть, когда спросили одногруппницу о задании?
П. Да.
Т. И о чем вы думали, пока разговаривали?
П. (Пауза.) …Не знаю. Я просто очень расстроилась.
Т. Можете повторить, что вы говорили ей, а она — вам?
П. (Описывает.)
Т. Давайте разыграем эту ситуацию по ролям? Я буду вашей одногруппницей, а вы — собой.
П. Хорошо.
Т. А когда мы воссоздадим ситуацию, постарайтесь понять, какие мысли у вас в ответ на нее возникают.
П. (Кивает.)
Т. Хорошо, начинайте. Что вы сказали сначала?
П. Лиза, можно тебя спросить?
Т. Да, но можешь мне потом перезвонить? Сейчас я тороплюсь на занятия.
П. Да я быстро. Просто я пропустила, что профессор Смит говорил о нашем докладе.
Т. Я очень спешу. Позвони мне после семи, ладно? Пока… Хорошо, прекращаем. На этот раз вы заметили, какие возникли мысли?
П. Да. Я подумала, что она слишком занята, чтобы мне ответить, что ей не хочется мне помогать и что я не знаю, что делать.
Т. Хорошо, вы подумали: «Она слишком занята, чтобы мне ответить», «Она не хочет мне помогать» и «Я не знаю, что делать».
П. Да.
Т. И из-за этих мыслей вам грустно?
П. Да.
Воссоздание образа
Т. Значит, когда я спросила: «Как дела с учебой?» — вы почувствовали грусть. А о чем вы подумали?
П. Кажется, я подумала о занятиях по экономике, какую оценку получу за доклад.
Т. Вы это представляли себе? Может быть, в воображении возник какой-то конкретный образ?
П. Да. Я представила большую красную тройку в верхнем правом углу листа.
Предложение противоположной мысли
Т. Может быть, когда вы сидели в комнате одна, вы думали, как все идет хорошо?
П. Как раз наоборот! Я думала, что не знаю, правильно ли поступила, когда поступила сюда.
Определение смысла ситуации
Т. А что для вас значило получить за доклад «четыре с минусом»?
П. Что я недостаточно умная. И что мне не хватает нужных знаний.
Перефразирование вопроса
Т. Так о чем вы подумали, когда мать вам не перезвонила? Может быть, вы предсказали какой-то определенный вариант развития событий? Или что-то вспомнили?