Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Джудит Бек
(Judith S. Beck)

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям

Содержание:

Глава 1.Введение в когнитивно-поведенческую терапию

Что представляет собой когнитивно-поведенческая терапия?

Какая теория лежит в основе когнитивно-поведенческой терапии?

О чем говорят исследования?

Как развивалась когнитивно-поведенческая терапия Бека?

Каковы основные принципы лечения?

Как проходит терапевтическая сессия?

Как развивается когнитивно-поведенческий терапевт

Как пользоваться этой книгой

Глава 9. Выявление автоматических мыслей

Характеристики автоматических мыслей

Как объяснить природу автоматических мыслей пациенту

Выявление автоматических мыслей

Трудности, связанные с выявлением автоматических мыслей

Фрагмент книги «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям», Джудит Бек. Издательство «Питер», СПб, 2018 г.


Трудности, связанные с выявлением автоматических мыслей

Если пациенту не удается ответить на вопрос «О чем вы только что подумали?», вы можете:

1. Спросить его, что именно он почувствовал и какими телесными проявлениями это сопровождалось;
2. Получить подробное описание проблемной ситуации;
3. Попросить пациента вообразить беспокоящую его ситуацию;
4. Предложить пациенту разыграть определенное взаимодействие по ролям (если беспокоящая ситуация связана с межличностным взаимодействием);
5. Узнать, какой образ возникает в воображении пациента;
6. Огласить мысли, противоположные тем, которые, как вам кажется, на самом деле возникли у пациента;
7. Спросить, какое значение для него имеет ситуация;
8. Перефразировать вопрос.

Эти техники проиллюстрированы в приведенных ниже стенограммах терапевтических бесед.

Усиление эмоциональной и физиологической реакции

Т. Салли, когда вы думали, не поднять ли руку в аудитории, какие мысли у вас возникали?

П. Не знаю.

Т. Как вы себя тогда чувствовали?

П. Наверное, тревожно.

Т. А где в теле сосредоточилась эта тревожность?

П. Здесь. (Показывает на живот.) В желудке.

Т. Вы можете сейчас почувствовать то же ощущение?

П. (Кивает.)

Т. Итак, вы сидели в аудитории, думали о том, не ответить ли на заданный вопрос, и почувствовали тревожное ощущение где-то в области желудка… И о чем вы в тот момент могли подумать?

П. Что, если я плохо отвечу, на меня будут смотреть осуждающе.

Получение подробного описания

Т. Значит, вчера вечером вы были в своей комнате одна, и вдруг почувствовали сильную грусть?

П. Да.

Т. А о чем вы тогда подумали?

П. Не знаю. Мне было очень тоскливо, грустно.

Т. А можете подробнее описать мне, как это было? Который час был тогда? Чем вы занимались? Что еще происходило вокруг?

П. Было где-то 18:15. Я только вернулась с ужина. В общежитии было пусто, поэтому я быстро поела. Я собиралась достать учебники, чтобы сделать задание по химии…

Т. Вы собирались сделать задание и думали…

П. (Называет автоматическую мысль.) Это так сложно. Я никогда не пойму этот предмет.

Т. И что случилось потом?

П. Я просто пошла и легла в кровать.

Т. И пока вы лежали, о чем вы думали?

П. Как я не хочу все это делать. Как не хочу быть сейчас здесь.

Визуализация ситуации

Т. Салли, представьте, пожалуйста, что вы прямо сейчас снова оказались в аудитории, профессор что-то говорит, рядом перешептываются ваши однокурсники, а вы нервничаете… Вы можете это визуализировать, будто все происходит прямо сейчас? Какого размера аудитория? Где вы сидите? Что говорит профессор? Что вы делаете? И тому подобное.

П. Я на занятиях по экономике. Впереди профессор. Давайте попробуем… (Переключается на прошедшее время, которое ослабляет ощущение реалистичности и, как следствие, эмоциональную реакцию.) Я сидела где-то на предпоследнем ряду и очень внимательно слушала…

Т. (Подталкивает пациента выражаться так, словно все происходит в данный момент.) Лучше скажите: «Я сижу на предпоследнем ряду и внимательно слушаю…»

П. Профессор рассказывает, какие мы можем выбрать темы: макроэкономический взгляд на экономику или… что-то еще, а затем слева от меня парень наклоняется и шепотом спрашивает: «Когда нужно сдать доклад?»

Т. И о чем вы в этот момент думаете?

П. Что он сказал? Что я пропустила? Теперь я не буду знать, что делать.

Воссоздание межличностного взаимодействия через ролевую игру

Сначала пациенты описывают, кто и что сказал, а затем ситуация разыгрывается по ролям: пациент играет себя, а терапевт — другого человека.

Т. Значит, вы почувствовали грусть, когда спросили одногруппницу о задании?

П. Да.

Т. И о чем вы думали, пока разговаривали?

П. (Пауза.) …Не знаю. Я просто очень расстроилась.

Т. Можете повторить, что вы говорили ей, а она — вам?

П. (Описывает.)

Т. Давайте разыграем эту ситуацию по ролям? Я буду вашей одногруппницей, а вы — собой.

П. Хорошо.

Т. А когда мы воссоздадим ситуацию, постарайтесь понять, какие мысли у вас в ответ на нее возникают.

П. (Кивает.)

Т. Хорошо, начинайте. Что вы сказали сначала?

П. Лиза, можно тебя спросить?

Т. Да, но можешь мне потом перезвонить? Сейчас я тороплюсь на занятия.

П. Да я быстро. Просто я пропустила, что профессор Смит говорил о нашем докладе.

Т. Я очень спешу. Позвони мне после семи, ладно? Пока… Хорошо, прекращаем. На этот раз вы заметили, какие возникли мысли?

П. Да. Я подумала, что она слишком занята, чтобы мне ответить, что ей не хочется мне помогать и что я не знаю, что делать.

Т. Хорошо, вы подумали: «Она слишком занята, чтобы мне ответить», «Она не хочет мне помогать» и «Я не знаю, что делать».

П. Да.

Т. И из-за этих мыслей вам грустно?

П. Да.

Воссоздание образа

Т. Значит, когда я спросила: «Как дела с учебой?» — вы почувствовали грусть. А о чем вы подумали?

П. Кажется, я подумала о занятиях по экономике, какую оценку получу за доклад.

Т. Вы это представляли себе? Может быть, в воображении возник какой-то конкретный образ?

П. Да. Я представила большую красную тройку в верхнем правом углу листа.

Предложение противоположной мысли

Т. Может быть, когда вы сидели в комнате одна, вы думали, как все идет хорошо?

П. Как раз наоборот! Я думала, что не знаю, правильно ли поступила, когда поступила сюда.

Определение смысла ситуации

Т. А что для вас значило получить за доклад «четыре с минусом»?

П. Что я недостаточно умная. И что мне не хватает нужных знаний.

Перефразирование вопроса

Т. Так о чем вы подумали, когда мать вам не перезвонила? Может быть, вы предсказали какой-то определенный вариант развития событий? Или что-то вспомнили?

Назад

Купить книгу «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям»


Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям Когнитивно-поведенческая терапия является теоретической и практической базой для специалистов всех помогающих профессий. В этой книге раскрываются современные положения одного из самых эффективных направлений психотерапии. Первое издание стало ведущим учебником в мире и легло в основу большинства университетских программ по психологии, психиатрии, социальной работе и консультированию. В новое расширенное и переработанное издание включено множество ценных сведений по значимым процессам формирования терапевтических отношений, практикам осознанности и другим техникам современных форматов КПТ. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов гуманитарных направлений.

© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2018 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Реклама на сайте и сотрудничество | Аренда кабинета психолога | Администрация

На главную
В начало страницы