Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Эмоции, аффекты и чувства

Эмоциональные расстройства являются основными при квалифицировании тех или иных форм невротических расстройств. Из аффективных симптомов и синдромов наиболее часто отмечаются депрессия, астения и слабодушие, страхи и фобии, ангедония, тоска и тревога. Эмоциональные феномены представлены обидой, разочарованием, аффектом недоумения, гневом.

Традиционно считается, что ответственным за большую часть невротических расстройств является повышенный уровень тревожности (Березин Ф.Б., 1988), который и способствует нарушению психической адаптации человека в условиях фрустрации. По мнению Ф.Б. Березина, существует «тревожный ряд», включающий несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги. Первым элементом этого ряда является «ощущение внутренней напряженности», проявляющееся в настороженности, тягостный душевный дискомфорт, вторым - гиперестезические реакции, третьим - собственно тревога, четвертым - страх, пятым - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы и шестым - тревожно-боязливое возбуждение. В современной классификации подобные невротические расстройства располагаются в ряду тревожно-фобических расстройств, изолированных фобий, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства. Если обратиться к МКБ-10, то можно отметить тот факт, что спектр эмоциональных (аффективных) нарушений при невротических и связанных со стрессом расстройств крайне скуден, не нацелен на тонкую дифференциацию эмоциональных феноменов и не отражает реальности.

Проведенный нами анализ клинически проявляемых аффективных нарушений в структуре различных невротических расстройств показал, что их представленность зависит от этапов неврозогенеза. На инициальном этапе (в первую неделю после воздействия психотравмы) определять эмоциональное состояние пациентов с помощью психопатологических дефиниций представляло значительные сложности. Изучение клинических особенностей эмоциональных состояний на первом этапе показало, что следует говорить, в первую очередь, о таких психологических феноменах, как разочарование, растерянность (аффект недоумения непсихотического уровня) и обида. Последний феномен оказался, по результатам исследования, базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов.

При анализе эмоциональных переживаний начального периода после психотравмирующего события выявлялось следующее распределение. Разочарование испытали 52,0% больных, чувство растерянности (недоумения) - 54,7% пациентов, обиды - 82,7%. (Анализ своих переживаний, делавшийся пациентами ретроспективно и наблюдавшийся в клинике, не являлся альтернативным, вследствие чего один больной высказывал точку зрения о наличии у себя в тот период двух или даже трех эмоциональных состояний. В беседе с родственниками на основании описания ими поведения и высказываний больных подтверждалось наличие ретроспективно оценивавшихся последними психологических переживаний.)

В рамках клинических форм невротических расстройств отмечались особенности распределения эмоциональных переживаний. У больных неврастенией и диссоциативными (конверсионными) расстройствами преобладало «чувство обиды» (87,8 и 85,0% соответственно). «Чувство разочарования» чаще встречалось у пациентов с обсессивно-фобическим расстройством (64,3% по сравнению с больными неврастенией - 43,9% и диссоциативными расстройствами 60,0%). В группе больных с диссоциативными расстройствами нередко обнаруживалось «чувство растерянности» (аффект недоумения).

Клинико-теоретический интерес представляло сопоставление двух выявленных у больных неврозами параметров - характера неожиданности события, ставшего психотравмирующим, и особенностей эмоциональных переживаний, отмеченных пациентами на первом этапе формирования невротических расстройств (табл. 8).

Таблица 8. Распределение доминирующей эмоции у обследованных больных в зависимости от характера психотравмирующего события

Доминир. эмоция
Характер события
«ожидавшееся»
«неожиданное»
Обида
Разочарование
Растерянность
11,3%
35,9%
46,3%
88,7%
64,1%
53,7%

Как видно из приведенных в таблице данных, все перечисленные эмоциональные переживания чаще возникали после неожиданных психотравм. Обида преобладала после неожиданно возникших психотравмирующих событий (88,7%) по сравнению с ожидавшимися (11,3%); так же как и чувство растерянности (соответственно 53,7 и 46,3%) и разочарования (соответственно 64,1 и 35,9%).

Анализ эмоциональных переживаний, наблюдавшихся на первом (когнитивном) этапе формирования невротических расстройств, показал, что они базировались не только на мотивационных особенностях преморбидной личности, но и на некоторых когнитивных (познавательных) особенностях. Так, оказалось, что все первичные эмоциональные переживания сформировались у обследованных больных на основе неожиданно возникших психотравмирующих ситуаций, а фактор неожиданности отражал несовершенство (или, по крайней мере, специфику) механизмов антиципации. Как правило, обида - наиболее широко представленное на первом этапе психическое переживание - возникала вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим и реальной оценкой их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения. Впрочем, сходная закономерность наблюдалась и при аффекте разочарования, и при чувстве растерянности и недоумения.

В развернутой стадии невротических расстройств распределение психических переживаний оказалось следующим. Обида, тоска и страх отмечались у 42,1% обследованных, «душевная боль», отчаяние, тревога, усталость - у 31,7%, «бесперспективность существования», «опустошенность», печаль, подавленность, «обездоленность» - у 26,2%. Клинико-психопатологически выявленные переживания включались в следующие симптомокомплексы: депрессивный (32,0%), тревожно-депрессивный (22,6%), фобический (16,0%), истерический (14,7%), ипохондрический (14,7%).

По мнению Ф.Е. Василюка (1984), переживания могут быть «удачными» и «неудачными», т.е. способствующими нормализации психического состояния или приводящими к готовности к формированию неврозов. «Удачное» переживание повышает адаптивность субъекта и даже способствует самоактуализации. «Неудачное» оказывает противоположный эффект. Автор приводит их сравнительные характеристики (табл. 9).

Таблица 9. Характеристики «удачных» и «неудачных» процессов переживания

Характеристики
Защита
Совладание
Основные цели
Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия
Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности
Характер протекания
Произвольность, сознательность



отношение к внешней и внутренней реальности


дифференцированность





отношение к помощи в ходе переживания

Вынужденные, автоматические, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы

Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман

Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие «напролом»


Либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем

Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы


Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации

Реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на потенциально разрешимые задачи

Активный поиск и принятие помощи
Результаты, следствия и функции
Иногда невроз. Частное улучшение (снижение напряжения, субъективная интеграция поведения, устранение неприятных, болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания.
Обеспечивают упорядоченные, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

Назад Вперед

Неврозология и психосоматическая медицина


В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация