Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Коммуникативная компетентность

Не вызывает сомнений тот факт, что неврозогенез имеет тесные связи с понятиями коммуникативной компетентности личности. Именно благодаря компетентности в общении человек способен точно понимать и оценивать поведение окружающих людей, способен выбирать наиболее продуктивный способ взаимодействия с ними, избегать психотравмирующих ситуаций.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985), умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения (Петровская Л.А., 1982). Поданным А.С. Кондратьевой (1979), Г.А. Ковалева (1982), социально-психологическая компетентность является одной из определяющих в развитии стрессоуязвимости человека.

Поданным Ю.Н. Емельянова (1985), коммуникативная компетентность предопределяет осознание: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций; б) своих перцептивных умений (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем); в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; д) своих чувств и психологических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды. Таким образом, сано- и патогенная характеристика неврозогенности компетентности в общении связана с возможностью индивида правильно и точно понимать, воспринимать поведение и поступки окружающих людей (т.е. видеть за ними то, что фактически имеется, и не усматривать психотравмирующее воздействие) и адекватно реагировать на жизненные события. Кроме этого, понятие коммуникативной компетентности тесно спаяно с понятием антиципационной состоятельности (прогностической компетентности). Предвосхищение поведения и высказываний участника общения, готовность к многовероятному реагированию на это гармонично входят в структуру коммуникативной компетентности.

Особый интерес в плане проникновения в психологию «потенциального невротика» представляет понятие когнитивной сложности (Biery J., 1955) личности. Большая когнитивная сложность характеризуется более дифференцированной системой измерений для восприятия поведения других, что может сказываться на оценке поведения как психотравмирующего или непсихотравмирующего. Известно, что когнитивно сложные более точны в предсказании поведения людей, менее полезависимы, более эмапичны, они лучше других предсказывают конструкты других, более способны к пониманию внутреннего мира других и лучше способны предвосхищать их поступки.

Назад Вперед

Неврозология и психосоматическая медицина


В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация