Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Укрепление аналитической идентичности

Психотерапия может обернуться кошмаром не только для пациентов, но и для терапевтов, не получивших достаточное образование и склонных к переоценке своей способности к самообразованию. Подобно тому, как устойчивая идентичность, необходимая для любой профессии, как правило, позволяет даже получать удовольствие от «невозможной профессии» психоаналитика и, вопреки некоторым утверждениям, ни в коем случае не приводит к психическому оскудению и преждевременной смерти, недостаток образования психоаналитика, занимающегося психотерапией, оборачивается не только профессиональной несостоятельностью, но и широко известным синдромом burn out («перегорания»), то есть пресыщением той профессией, которая когда-то была выбрана с интересом. В последнее время приходится слышать различные мнения: одни с трогательными интонациями сетуют на то, что последипломное психоаналитическое и психотерапевтическое образование отнимает слишком много времени и денег, другие поднимают вопрос об идеализации классиков психоанализа, оценивают степень «непригодности» психоанализа для системы медицинского обслуживания, возмущаются продолжительностью учебного анализа и, наконец решившись извлечь кота из мешка, выступают за сокращение срока обучения специалистов в области психотерапии (которую хотя и называют с некоторой натяжкой терапией, основанной на глубинной психологии, однако продолжают расценивать как случайное собрание всяческих терапевтических методов). Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что основательное образование в области психоаналитической психотерапии и опыт добротного учебного анализа являются непременными условиями формирования особого психоаналитического восприятия. Умение воспринимать, ощущать и мыслить психоаналитически позволяет достаточно быстро овладевать методами, производными от стандартных психоаналитических методов, например, применять краткосрочную и фокусную терапию или психотерапию, основанную на глубинной психологии. Причина этого очевидна: сценическое понимание, рефлексия, психологическая переработка переживаний, связанных с переносом, диагностика отношений, разворачивающихся на психоаналитическом сеансе «здесь и сейчас», и вытекающие из этого терапевтические вмешательства являются теми начальными навыками, которые необходимы и для применения вышеназванных методов. Однако подобные навыки нельзя усвоить за один день, и желающие сократить продолжительность и программу последипломного аналитического образования должны задуматься над тем, не скрывается ли за этими предложениями завистливое желание лишить начинающих коллег возможности получать основательное психоаналитическое образование и вместо этого предложить им наскоро скроенную и шитую белыми нитками терапевтическую неразбериху. Учитывая тенденции, продиктованные профессиональными интересами, следует особо подчеркнуть значение укрепления психоаналитической идентичности, которая является самой надежной гарантией того, что психоанализ сможет перешагнуть рубеж тысячелетия и будет развиваться даже с большей интенсивностью.

Назад

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация