Крупнейшее генетическое исследование структуры мозга позволяет определить, как он устроен

Крупнейшее в истории исследование генетики мозга, включающее около 36 тыс. сканирований мозга, позволило выявить более 4 тыс. генетических вариантов, связанных со структурой мозга. Результаты исследования, проведенного под руководством ученых Кембриджского университета, опубликованы в журнале Nature Genetics.

Наш мозг - очень сложный орган, и у разных людей он очень сильно различается по общему объему, по тому, как он сложен и насколько толсты эти складки. Мало что известно о том, как наши генетические особенности влияют на развитие мозга.

Чтобы ответить на этот вопрос, группа специалистов под руководством исследователей из Центра изучения аутизма Кембриджского университета получила доступ к снимкам МРТ более 32 тыс. взрослых из британской когорты Biobank и более 4 тыс. детей из американского исследования ABCD. На основании этих снимков исследователи измерили многочисленные характеристики внешнего слоя мозга, называемого корой. Они включали в себя измерение площади и объема коры, а также ее складчатости.

Затем они связали эти свойства, измеренные как во всей коре, так и в 180 отдельных ее областях, с генетической информацией в геноме. Группа выявила более 4 тыс. генетических вариантов, связанных со структурой мозга.

Эти результаты позволили ученым подтвердить, а в некоторых случаях и определить, как различные свойства мозга генетически связаны друг с другом.

Доктор Варун Варриер из Центра изучения аутизма, один из руководителей исследования, сказал: "Нас давно интересовал вопрос, связаны ли те же самые гены, которые влияют на размер коры головного мозга (измеряемый как объем, так и площадь), с тем, как кора свернута. Измерив эти различные свойства мозга и связав их с генетикой, мы обнаружили, что разные наборы генов влияют на складчатость и размер коры".

Группа также проверила, совпадают ли те же гены, которые связаны с изменением размеров мозга в общей популяции, с генами, связанными с клиническими состояниями, при которых размеры головы значительно больше или меньше, чем в общей популяции, известными как цефалические состояния.

Доктор Ричард Бетлехем, сотрудник Центра изучения аутизма и один из руководителей исследования, сказал: "Многие гены, связанные с различиями в размерах мозга в общей популяции, совпадают с генами, связанными с цефалическими состояниями. Однако мы до сих пор не знаем, как именно эти гены приводят к изменению размеров мозга".

"Эта работа показывает, что развитие нашего мозга отчасти обусловлено генетически. Наши результаты могут быть использованы для понимания того, как изменения формы и размера мозга могут приводить к неврологическим и психиатрическим заболеваниям, что в перспективе может привести к улучшению лечения и поддержки тех, кто в этом нуждается", - добавил доктор Варун Варриер.

Данное исследование было проведено при поддержке Wellcome Trust. Оно проводилось совместно с NIHR CLAHRC для фонда Cambridgeshire and Peterborough NHS Foundation Trust и Кембриджским центром биомедицинских исследований NIHR.

University of Cambridge, Пер.:

Наличие выбора повышает ваше любопытство

В исследовании изучались потенциальные преимущества наличия выбора, рассматривая связь между выбором и любопытством. Результаты показали, что люди более любопытны в отношении собственного выбора.

Голоса в голове признали нормальными

Людей, уверяющих, что слышат в своей голове чьи-то голоса, в быту обычно считают ненормальными, а психиатры ставят им диагноз шизофрения. Между тем, как показывают новейшие исследования нидерландских ученых, этот загадочный феномен человеческой психики не представляют собой ничего из ряда вон выходящего и совсем не обязательно свидетельствует о душевном расстройстве.