Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Хотите повысить жизнестойкость детей? Учите их творчеству

Если научить учащихся начальной школы творчески подходить к решению проблем, то можно повысить их устойчивость перед лицом реальных жизненных проблем, утверждает новое исследование.

В небольшом исследовании ученые обучали учеников третьих, четвертых и пятых классов использовать такие литературные приемы, как смещение перспективы, контрфактическое (“что, если”) мышление и причинно-следственное (“почему”) мышление для повышения творческого потенциала в преодолении трудностей.

По словам Ангуса Флетчера, ведущего автора исследования, профессора английского языка Университета штата Огайо и члена университетского проекта "Нарратив", эти приемы помогли детям придумать новые, творческие и практические способы решения проблем.

Ученые провели два отдельных исследования с участием детей, посещающих летний лагерь в пригороде Колумбуса. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Creativity.

В одном исследовании 32 ученика были разделены на две группы. В контрольной группе детям предлагалось назвать особое качество, присущее им самим. Им говорили, что это их особая сила, которая поможет им решить любую проблему.

В творческом варианте ученикам предлагалось вспомнить друга, который сделал что-то особенное, и считать его своим "творческим другом", который может помочь им решить любую проблему. Этот вид тренинга креативности называется "сдвигом перспективы", когда дети смотрят на проблему глазами другого человека.

"Когда вы просите людей изменить перспективу и представить, что они получают совет от друга, вы получаете гораздо более творческие и эффективные решения проблем, чем если бы вы просто пытались решить проблему самостоятельно", - сказал Флетчер.

Именно это и было обнаружено в ходе исследования. В одной из частей исследования преподаватели определяли проблему, которая была сложной для их учеников - например, невозможность пойти на день рождения друга, потому что тебя не будет в городе с родителями.

Дети также размышляли о проблемах в своей собственной жизни. Были названы такие проблемы, как "мой брат страдает расстройством общения", "мой отец должен уехать на два месяца" и "моя сестра издевается надо мной".

Результаты показали, что без тренинга по смене перспективы менее половины учеников смогли найти решение типичных для возраста проблем и почти никто не смог найти решение своих собственных проблем.

Однако 94% детей, прошедших тренинг по смещению перспективы, нашли решение для обоих случаев.

Судьи (подготовленные преподаватели) также оценивали решения детей по креативности, которая определялась тем, насколько неожиданными или уникальными были решения.

Средний балл за творческий подход составил 6,44 из 10 (умеренный творческий подход) по сравнению с 3,05 (низкий творческий подход) у тех, кто не получал тренинга по изменению перспективы.

По словам Флетчера, эти результаты показывают, как тренинг креативности может повысить самооценку детей - убежденность в том, что они могут контролировать свою жизнь и иметь над ней власть.

При рассмотрении собственных проблем большинство детей, получивших вмешательство, находили потенциальное решение. В то время как 15 из 16 детей контрольной группы, по словам Флетчера, по существу сдались. Они либо говорили, что не знают, как решить свою проблему, либо демонстрировали некий вариант магического мышления, например, говорили, что могут стать супергероями.

Второе продольное исследование, в котором приняли участие 28 учеников того же лагеря, было направлено на проверку влияния пятидневной 10-часовой учебной программы по повествовательному творчеству на креативность, самоэффективность и устойчивость.

По словам Флетчера, помимо смены перспективы, учащиеся обучались и другим приемам повествовательного творчества, таким как причинно-следственное мышление.

"Если дети не могут решить проблему, мы учим их отступать и думать о том, чего они пытаются достичь, - о проблеме "почему", - сказал Флетчер.

"Сделайте шаг назад и спросите, почему это важно? Мы часто видим, что если более широко подумать о том, чего вы пытаетесь достичь, и почему это так важно, то можно увидеть, что есть и другие способы получить желаемое".

В конце учебного курса детям были предложены типичные для данного возраста задачи, аналогичные тем, что были в первом исследовании, а также рассмотрена одна из их собственных задач.

Чтобы проверить устойчивость к внешним воздействиям, исследователи поставили перед детьми неожиданную задачу: они сказали им, что предложенное ими решение не сработает.

Результаты показали, что каждый ученик, прошедший пятидневный курс обучения, смог предложить второе решение как типичной для данного возраста, так и личной проблемы.

"Благодаря этому тренингу дети не были обеспокоены тем, что их первое решение не сработало. Они придумали второй план, что является хорошим тестом на устойчивость", - сказал Флетчер.

Второе решение задач получило от судей более высокую оценку креативности - 7,5 балла, что свидетельствует об умеренной или высокой креативности, по сравнению с 5,45 баллами за первое решение.

Вторые решения также получили более высокие баллы за полезность, то есть за вероятность их успешного применения в реальном мире.

По словам Флетчера, это исследование вселяет надежду: Есть вещи, которые мы можем сделать, чтобы помочь детям справиться с их проблемами.

"Мы обнаружили, что до этого тренинга дети были склонны просто сдаваться, когда сталкивались с проблемами. Это может привести к тому, что они начинают злиться, смущаться, что не могут решить свои проблемы, или искать решения у взрослых".

По его словам, нарративный тренинг креативности может научить детей тому, что существуют способы решения реальных проблем, которые не имеют простых ответов.

Флетчер считает, что дети могут учиться творчеству с помощью таких видов искусства, как литература и театр, если это делается правильным образом. Вместо того чтобы просто просить учеников анализировать произведения искусства, учителя могут предложить им представить себя в роли различных персонажей, изучить новые перспективы и поразмышлять над вопросами "почему" и "что, если".

"Способность к такому типу мышления нельзя оценить с помощью стандартизированных тестов. Но это все равно очень важно и может помочь детям использовать и развивать свои творческие способности для решения реальных задач", - сказал он.

Ohio State University, Пер.:

Связь между стрессом и лишним весом у подростков

Стресс может иметь прямую связь с избыточным весом у детей. Согласно исследованию ученых, высокий уровень стресса у подростков может привести к избыточному весу. При этом связь между стрессом и лишним весом могла быть как результатом биологических сбоев, так и поведенческих реакций на стресс.


Физические упражнения, метаболизм: как лактат помогает нашему мозгу развиваться

Ученым стало известно, что лактат играет важную роль в развитии нервной системы. Теперь исследователи выяснили клеточные механизмы, с помощью которых лактат помогает нашему мозгу развиваться.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация