Гены влияют на то, приведет ли депрессия к другим заболеваниям

Новое исследование, проведенное в Орхусском университете, показывает, что генетический риск развития депрессии может быть связан с повышенным генетическим риском других психиатрических диагнозов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Medicine.

С помощью детального генетического сканирования исследователи изучили геном 1,3 млн. человек, из которых более 370 тыс. страдали депрессией. Это крупнейшее на сегодняшний день генетическое исследование депрессии, которое показывает, что люди с депрессией, лечившиеся в стационаре, часто имеют повышенный риск развития таких заболеваний, как злоупотребление психоактивными веществами, биполярное расстройство, шизофрения и тревожные расстройства, и что с помощью генетического анализа можно предсказать риск развития этих психических расстройств.

Так, например, в исследовании показано, что у людей с депрессией, лечившихся в стационаре, и высокой генетической предрасположенностью к биполярному расстройству вероятность развития этого заболевания в 32 раза выше, чем у остальной части населения.

Аналогично, вероятность развития шизофрении у людей с депрессией, прошедших стационарное лечение, и высокой генетической предрасположенностью к шизофрении в 14 раз выше, чем у остальной части населения.

По словам профессора Андерса Берглума из отделения биомедицины Орхусского университета и iPSYCH (национальная инициатива по интегративным психиатрическим исследованиям), возглавлявшего исследование, полученные результаты открывают путь к тому, чтобы в будущем предложить людям с высоким риском профилактические меры и раннее лечение:

"Например, целенаправленные усилия по более частому мониторингу развития биполярного расстройства, шизофрении и тревоги среди людей с депрессией, которые имеют самый высокий генетический и клинический риск диагностирования одного из этих расстройств. Это позволило бы проводить раннюю диагностику и лечение, что, как мы знаем, может иметь благоприятные последствия".

Аналогичным образом, по мнению Андерса Берглума, выявление людей с депрессией и высоким генетическим риском развития злоупотребления психоактивными веществами могло бы привлечь внимание пациента и врача к этой проблеме. После этого можно будет приступить к профилактическим мерам по предотвращению развития злоупотребления психоактивными веществами.

Исследование показало, что у людей с депрессией, лечившихся в стационаре, и высокой генетической предрасположенностью к злоупотреблению психоактивными веществами риск развития серьезной проблемы злоупотребления психоактивными веществами составляет 21%. Это более чем в пять раз выше, чем в группе с низкой генетической предрасположенностью к злоупотреблению психоактивными веществами, у которых также была депрессия. И в десять раз выше, чем в общей популяции без депрессии, лечившейся в стационаре. У этой группы риск получить диагноз злоупотребления психоактивными веществами за тот же период времени составляет всего 2%.

В ходе исследования ученые обнаружили множество новых вариантов генетического риска развития депрессии. Они дают новые знания о биологических механизмах заболевания и указывают на новые молекулярные мишени для лечения.

"Мы обнаружили ряд биологических систем и типов клеток, на которые влияет генетический риск. Эффект проявляется практически во всех областях мозга, но не в других органах. И в основном в нервных клетках мозга - нейронах", - говорит Томас Алс, бывший доцент кафедры биомедицины и первый автор статьи.

"Генетический риск может затрагивать множество различных типов нейронов. В целом можно сказать, что генетический риск влияет на развитие и коммуникацию клеток мозга", - говорит Томас Альс.

Исследование показало, что в общей сложности 11700 вариантов генетического риска могут объяснить 90% наследственности депрессии, что делает депрессию одним из самых сложных и полигенных психических расстройств. Большинство генов риска еще предстоит идентифицировать.

Исследователи обнаружили, что практически все из 11700 генетических вариантов риска развития депрессии оказывают влияние и на уровень образования населения в целом. Некоторые варианты риска повышают вероятность получения высшего образования, другие - снижают. Однако в целом генетические варианты снижают вероятность получения высшего образования.

"В соответствии с этим мы обнаружили, что генетический риск развития депрессии связан со снижением когнитивных свойств в популяции. Особенно это касается абстрактного мышления и гибкости ума, внимания и вербального мышления", - поясняет Андерс Берглум.

Депрессия может быть серьезным и сильно изнуряющим состоянием. Результаты исследования свидетельствуют о том, что семена болезни закладываются уже на эмбриональной стадии.

"Мы нашли доказательства того, что часть генетического риска уже на эмбриональной стадии оказывает влияние на клетки мозга, и что депрессия в определенной степени является нарушением развития нейронов", - говорит Андерс Берглум:

"Это согласуется с тем фактом, что мы наблюдаем значительное генетическое совпадение между депрессией и, например, аутизмом и СДВГ".

Aarhus University, Пер.:

На что положиться при принятии сложных решений: на сознание или подсознание?

Когда нам предстоит принять сложное решение, мы стараемся выбрать самый лучший вариант, порой даже доходя до составления списков возможных решений и бессонных ночей, проведенных в раздумьях.

Грудное вскармливание способствует карьерному росту

Дети, находившиеся на грудном вскармливании, чаще оказываются успешными в последующей жизни и быстрее продвигаются по социальной лестнице. К таким выводам пришли британские ученые на основании данных исследования, продолжавшегося более 60 лет.