Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Младенцы подражают, потому что им подражают

Люди постоянно учатся у других, даже не осознавая этого. Социальное обучение позволяет избежать трудоемких проб и ошибок; не нужно каждый раз заново изобретать колесо. Но откуда берется эта способность, лежащая в основе культурного обучения и, следовательно, эволюционного успеха человеческого вида?

Маркус Паулюс, заведующий кафедрой психологии развития и психологии образования Университета Людвига-Максимилиана (УЛМ) в Мюнхене показывает, что эта способность закладывается в самом раннем детстве. "Дети приобретают способность к подражанию потому, что им самим подражают воспитатели”.

В ходе исследования ученые наблюдали за взаимодействием матери и ребенка в течение нескольких месяцев. Первый раз дети попали в лабораторию в возрасте 6 месяцев, а последний раз - в возрасте 18 месяцев. По мере того как они участвовали в различных игровых ситуациях, анализировались взаимодействия и подражания матери и ребенка.

Продольное исследование показало, что чем более чуткой была мать в общении со своим шестимесячным ребенком и чем чаще она подражала младенцу, тем выше была способность ребенка к подражанию другим в возрасте 18 месяцев.

Во взаимодействии родителей и ребенка взаимное подражание является признаком коммуникации. Родители реагируют на сигналы, подаваемые ребенком, отражают и усиливают их. Развивается взаимное подражание действиям и жестам. "Этот опыт создает связи между тем, что ребенок чувствует и делает, с одной стороны, и тем, что он видит, с другой. Формируются ассоциации. Зрительный опыт ребенка связан с его собственной двигательной активностью", - объясняет нейрокогнитивный процесс Маркус Паулюс.

Посредством подражания дети осваивают различные навыки, такие как использование предметов, культурные жесты, например, махание руками, а также овладевают языком. "Дети - невероятные подражатели. Подражание прокладывает путь к их дальнейшему развитию. Подражание - это начало культурного процесса становления человека", - говорит Маркус Паулюс. В психологии долгое время господствовала теория о том, что способность к подражанию является врожденной. Исследование, проведенное в УЛМ, является еще одним доказательством того, что эта способность на самом деле приобретается.

То, насколько хорошо дети учатся подражать другим, в решающей степени зависит от того, насколько чутко реагируют на них родители. В данном контексте под чувствительностью понимается способность воспитателя улавливать сигналы ребенка и своевременно и адекватно реагировать на них. "Чувствительность матери является предиктором того, насколько сильно она подражает своему ребенку", - говорит доктор Самуэль Эсслер, ведущий автор исследования.

Кроме того, исследование проливает свет на то, что делает человека социальным существом, а именно на то, что наши индивидуальные способности развиваются только в процессе взаимодействия с другими людьми. По сути, они обязаны своим существованием тому особому способу, которым человек воспитывает свое потомство.

"Будучи частью культуры социального взаимодействия, в которой они подражают, дети учатся учиться у других. На протяжении многих поколений и тысячелетий это взаимодействие привело к культурной эволюции человека", - говорит Маркус Паулюс. "Благодаря социальному обучению определенные действия или приемы не нужно постоянно изобретать заново, а происходит культурная передача знаний. Наши результаты показывают, что способность к подражанию, а значит, и культурное обучение, сама по себе является продуктом культурного обучения, в частности, взаимодействия родителей и детей".

Университет Людвига-Максимилиана, Пер.:

Новое понимание развития мозга в подростковом возрасте

Согласно новому исследованию, развитие мозга происходит не равномерно по всему мозгу, а в соответствии с последовательностью развития. Области мозга, поддерживающие когнитивные, социальные и эмоциональные функции, остаются податливыми дольше, чем другие области мозга.


Чувство депрессии связано с кратковременным увеличением массы тела у людей с избыточным весом или ожирением

Усиление симптомов депрессии связано с последующим увеличением массы тела у людей с избыточным весом или ожирением.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация