Стресс влияет на мозг и психику через иммунную систему

Хронический стресс влияет на иммунную систему и мозг. Исследователи Цюрихского университета показали, что особый фермент, содержащийся в клетках иммунной системы, попадает в мозг при стрессе. У мышей это приводит к тому, что они начинают замыкаться и избегать социальных контактов. Эта недавно обнаруженная связь между телом и разумом при психических заболеваниях, связанных со стрессом, может привести к созданию новых методов лечения депрессии.

Хронический стресс имеет далеко идущие последствия для нашего организма. Например, многие психические заболевания, связанные со стрессом, такие как депрессия, связаны с изменениями в иммунной системе. Однако механизмы, лежащие в основе того, как эти изменения влияют на мозг, до сих пор во многом неизвестны.

Международная исследовательская группа, возглавляемая Университетом Цюриха (UZH), Университетской психиатрической клиникой Цюриха (PUK) и Медицинской школой Икан при Маунт-Синай (Нью-Йорк), раскрыла новый механизм. "Нам удалось показать, что стресс увеличивает количество матричной металлопротеиназы-8 (ММП-8), фермента в крови мышей. Такие же изменения были обнаружены у пациентов с депрессией", - говорит первый автор исследования Флюрин Катомас. MMP-8 попадает из крови в мозг, где изменяет работу определенных нейронов. У больных мышей это приводит к поведенческим изменениям: они отстраняются и избегают социальных контактов.

По словам Катомаса, полученные результаты являются новыми в двух отношениях: "Во-первых, они указывают на новый "механизм тело-разум", который может иметь отношение не только к психическим заболеваниям, связанным со стрессом, но и к другим болезням, затрагивающим как иммунную, так и нервную системы". А во-вторых, говорит психиатр, идентификация специфического белка MMP-8 может стать потенциальной отправной точкой для разработки новых методов лечения депрессии.

Ученые смогли на животных моделях показать, что стресс усиливает миграцию особого типа белых кровяных клеток, называемых моноцитами, в сосудистую систему мозга, особенно в области центров вознаграждения. Эти моноциты вырабатывают ММП-8, который в свою очередь участвует в реструктуризации и регулировании сетчатого каркаса, окружающего нейроны в мозге, - так называемого внеклеточного матрикса. "Если MMP-8 проникает в ткани мозга из крови, он изменяет структуру матрикса и тем самым нарушает функционирование нейронов. У мышей, подверженных этому процессу, наблюдаются изменения в поведении, схожие с теми, что наблюдаются у людей с депрессией", - говорит Флюрин Катомас.

Чтобы доказать, что MMP-8 действительно ответственен за поведенческие изменения, исследователи удалили ген MMP-8 у некоторых мышей. По сравнению с контрольными мышами, у этих животных не наблюдалось негативных поведенческих изменений, связанных со стрессом. "Анализ крови пациентов с депрессией показывает, что результаты, полученные на мышиных моделях, актуальны и для людей: в крови людей с депрессией было увеличено количество моноцитов и MMP-8 по сравнению со здоровыми участниками".

Необходимо провести еще много исследований, прежде чем полученные результаты будут внедрены в клиническую практику. Тем не менее, - говорит Катомас, - “наша работа еще раз демонстрирует важность взаимодействия между иммунной системой и мозгом в развитии психических расстройств. Эти знания уже сегодня используются в психиатрическом лечении”. В специальном отделении интегративного лечения PUK, которым руководит Катомас, врачи используют при лечении пациентов целостный подход "разум-тело", основанный на последних научных достижениях.

В настоящее время научная группа планирует провести клинические исследования, чтобы выяснить, в какой степени на иммунную систему можно повлиять, стимулируя определенные участки мозга. Кроме того, они будут выяснять, влияют ли изменения в клетках иммунной системы пациентов с депрессией на их поведение.

Университет Цюриха, Пер.:

Исследование подчеркивает пользу прикосновений для психического и физического здоровья

В ходе масштабного анализа исследователи выяснили, каким образом прикосновение по обоюдному согласию может принести пользу физическому и психическому благополучию человека.

Противоположности на самом деле не притягиваются

В новом исследовании, в котором приняли участие миллионы супружеских пар на протяжении более чем ста лет, рассматривались свыше 130 черт характера. В результате было обнаружено мало доказательств того, что противоположности притягиваются.