Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Как мозг достигает состояния творческого потока

Эффективная, приятная продуктивность - это состояние сознания, которое ценят и к которому стремятся люди, занятые в бизнесе, искусстве, научных исследованиях, образовании и все те, кто хочет создавать поток творческих идей и продуктов. Это и есть поток. Новое нейровизуализационное исследование, проведенное Лабораторией исследований креативности Университета Дрекселя, показывает, как мозг достигает состояния творческого потока.

В ходе исследования была выявлена активность мозга, связанная с потоком, во время выполнения творческой задачи, - джазовой импровизации. Результаты показали, что состояние творческого потока включает в себя два ключевых фактора: большой опыт, который приводит к формированию сети областей мозга, специализированных для генерации идей желаемого типа, и отказ от контроля - "отпускание" - что позволяет этой сети работать практически без сознательного контроля.

Под руководством Джона Куниоса, PhD, профессора Колледжа искусств и наук и директора Лаборатории исследований творчества, и Дэвида Розена, PhD, недавнего выпускника Колледжа и постдока Университета Джонса Хопкинса, команда пришла к выводу, что творческий поток может быть достигнут путем обучения людей освобождению от контроля, когда они накопят достаточно опыта в определенной области.

"Поток впервые был определен и изучен ученым-первопроходцем в области психологии Михаем Чиксентмихайи. Он определил его как "состояние, в котором люди настолько вовлечены в деятельность, что все остальное кажется неважным; опыт настолько приятен, что люди будут продолжать делать это даже с большими затратами, просто ради того, чтобы делать это", - говорит Куниос.

Он отметил, что, несмотря на то, что поток уже давно является предметом всеобщего внимания, а также фокусом сотен поведенческих исследований, единого мнения о том, что же такое поток, до сих пор нет. В новом исследовании ученые определились между различными теориями о том, как поток участвует в создании творческих идей.

Является ли поток состоянием гиперфокуса?

Согласно одной из точек зрения, поток может быть состоянием высокой концентрации или гиперфокуса, который отсекает посторонние мысли и другие отвлекающие факторы, позволяя добиться высоких результатов при выполнении задачи. Связанная с этим теория, основанная на последних исследованиях в области нейронауки творчества, гласит, что поток возникает, когда "сеть режима по умолчанию" - совокупность областей мозга, которые работают вместе, когда человек мечтает или размышляет, - генерирует идеи под контролем "сети исполнительного контроля" в лобных долях мозга, которая направляет типы идей, генерируемых сетью режима по умолчанию. Куниос сравнил это с аналогией, когда человек "контролирует" телевизор, выбирая фильм, который он транслирует.

Поток - это мастерство плюс умение отпускать

Альтернативная теория творческого потока заключается в том, что в результате многолетней интенсивной практики мозг развивает специализированную сеть или схему для автоматического создания определенного типа идей, в данном случае музыкальных, без особых сознательных усилий. Согласно этой теории, сеть исполнительного контроля ослабляет свой контроль, чтобы музыкант мог "отпустить" и позволить этой специализированной цепи работать на "автопилоте" без помех. По словам команды исследователей, ключевым моментом в этой концепции является идея о том, что люди, не имеющие большого опыта в выполнении задачи или испытывающие трудности с ослаблением контроля, с меньшей вероятностью испытают глубокий творческий поток.

Результаты исследования подтверждают точку зрения "опыт плюс освобождение".

Исследователи проверили эти конкурирующие теории творческого потока, записав электроэнцефалограммы высокой плотности (ЭЭГ) 32 джазовых гитаристов, одни из которых были очень опытными, а другие - менее опытными. Каждый музыкант импровизировал под шесть джазовых лидов (песен) с запрограммированным аккомпанементом ударных, баса и фортепиано и оценивал интенсивность своего ощущения потока для каждой импровизации. Полученные в результате 192 записанные джазовые импровизации, или "дубли", были затем воспроизведены для четырех джазовых экспертов, чтобы они могли оценить каждую из них по креативности и другим качествам. Затем исследователи проанализировали электроэнцефалограмму, чтобы определить, какие зоны мозга связаны с высоким уровнем потока (по сравнению с низким уровнем).

Музыканты с высоким уровнем опыта испытывали поток чаще и интенсивнее, чем музыканты с низким уровнем опыта. Это говорит о том, что опыт способствует возникновению потока. Однако опыт - не единственный фактор, способствующий творческому потоку.

ЭЭГ показала, что состояние потока связано с повышенной активностью слуховых и осязательных зон левого полушария, которые участвуют в восприятии и воспроизведении музыки. Важно отметить, что высокий уровень потока также был связан со снижением активности в верхней лобной извилине мозга, области исполнительного контроля. Это согласуется с идеей о том, что творческий поток связан со снижением сознательного контроля, то есть с "отпусканием". Этот ранее предполагаемый феномен был назван "переходной гипофронтальностью".

У музыкантов с высоким уровнем опыта поток был связан с большей активностью в слуховых и зрительных областях. Однако они также показали сниженную активность в частях сети режима по умолчанию, что позволяет предположить, что сеть режима по умолчанию не вносит значительного вклада в генерацию идей, связанных с потоком, у этих музыкантов.

Напротив, у музыкантов с низким уровнем опыта активность мозга, связанная с потоком, была незначительной.

"Практическое значение этих результатов заключается в том, что продуктивное состояние потока может быть достигнуто с помощью практики, направленной на накопление опыта в конкретном творческом процессе, в сочетании с обучением прекращению сознательного контроля при достижении достаточного опыта. Это может стать основой для новых методик обучения людей творческим идеям", - говорит Куниос.

"Если вы хотите быть способным к беглому потоку идей, то продолжайте работать над музыкальными гаммами, задачами по физике или чем-либо еще, чем вы хотите заниматься творчески - компьютерным кодированием, написанием художественной литературы - называйте это как хотите. Но затем попробуйте отпустить ситуацию. Как говорил великий джазмен Чарли Паркер, "Вы должны выучить свой инструмент". Затем вы практикуете, практикуете, практикуете. А потом, когда вы наконец выйдете на эстраду, забудьте обо всем этом и просто войте".

Дрексельский университет, Пер.:

Почему чтение детских стишков и пение малышам может помочь им выучить язык

Осваивая речь, младенцы учатся на ритмической информации, которую, в отличие от фонетической, они могут слышать еще в утробе матери.


Два человека могут научиться интуитивному сотрудничеству, но более крупные группы нуждаются в сознательной коммуникации

Два человека могут научиться сотрудничеству на интуитивном уровне – без коммуникации или осознанного намерения сотрудничать, но этот процесс не работает в группах из трех и более человек.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация