Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Повседневные социальные взаимодействия предсказывают развитие речи у младенцев

Общение родителей с малышами - трогательная сцена. Родители говорят высоким голосом, известным как "парентезе", и положительно реагируют на лепет и жесты ребенка, обычно с помощью зрительного контакта и улыбок.

Эти связи не просто умиляют. Новое исследование Института обучения и наук о мозге (I-LABS) Вашингтонского университета показывает, что они важны и для развития речи младенцев.

В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые использовали безопасный и неинвазивный метод визуализации мозга - магнитоэнцефалографию, или МЭГ, - для наблюдения за активностью мозга младенцев во время социального и несоциального взаимодействия с одним и тем же взрослым. Они обнаружили, что когда взрослый общался и играл с 5-месячным ребенком, активность мозга младенца особенно возрастала в областях, отвечающих за внимание, а уровень такой активности предсказывал ускоренное развитие речи в более позднем возрасте. Этот "социальный" сценарий сравнивался с "несоциальным", в котором взрослый отворачивался от ребенка, чтобы поговорить с другим человеком. При таком взаимодействии наблюдался более низкий уровень активности в тех же областях мозга.

"Это первое исследование, в котором напрямую сравнивается реакция мозга младенца на социальное взаимодействие взрослого и младенца в сравнении с несоциальным взаимодействием, а затем проводится наблюдение за детьми до достижения ими возраста 2,5 лет, чтобы увидеть, как ранняя активация мозга связана с будущими языковыми способностями ребенка", - говорит ведущий автор исследования Алексис Босселер, научный сотрудник I-LABS.

Технология МЭГ-изображения мозга позволяла ребенку двигаться и естественно взаимодействовать со взрослым, что дало исследователям возможность отслеживать срабатывание нейронов в различных областях мозга ребенка, когда взрослый разговаривал с ним, играл с ним и улыбался ему. Затем ученые проследили за мозговой активностью младенца во второй раз, когда взрослый отворачивался и обращал внимание на кого-то другого.

Эти действия, естественно, происходят каждый день между взрослыми и младенцами, и исследование показало, что они оказывают различное измеримое воздействие на мозг ребенка. Исследователи обнаружили, что повышенная нейронная активность в ответ на социальное взаимодействие в возрасте 5 месяцев предсказала улучшение языкового развития в пяти последующих возрастах: 18, 21, 24, 27 и 30 месяцев. Исследователи отслеживали языковое развитие младенцев с помощью хорошо документированного и проверенного опросника, в котором родителей спрашивали о словах и предложениях, которые их дети произносят дома.

"Связь между ранними реакциями мозга и последующим развитием речи согласуется с увлечением ученых ранним возрастным периодом и открывает множество новых вопросов, которые мы и другие исследователи будут изучать", - сказал соавтор работы Эндрю Мельтцофф, содиректор I-LABS и профессор психологии Вашингтонского университета.

Ученые выбрали для исследования 5-месячных младенцев, потому что этот возраст как раз предшествует "чувствительному периоду" для обучения речи, который начинается примерно в 6 месяцев. В этот период младенцам особенно важно наблюдать за взрослыми, поскольку внимание способствует обучению.

По словам Патриции Кул, старшего автора и содиректора I-LABS, использование парентезе в общении с младенцами отражает интуитивное стремление к общению. "Существует неявное понимание того, что язык - это связь", - говорит Кул. "Речь идет о коммуникативном пути между вами и другим человеком. Это начинается в младенчестве с желания установить коммуникативную связь".

Результаты этого исследования особенно важны для понимания родителями и педагогами раннего возраста. "Из предыдущих работ мы знали, что социальное взаимодействие необходимо для изучения иностранного языка в возрасте 9 месяцев, но нынешнее исследование показывает, что социальное взаимодействие играет роль гораздо раньше. Исследование показывает, что естественное использование родительского языка в сочетании с улыбками, прикосновениями и теплой реакцией на действия ребенка оказывает реальное, поддающееся измерению воздействие на мозг малыша. Мы предполагаем, что такое поведение родителей, которое мы называем "социальным ансамблем", захватывает и удерживает внимание младенцев и мотивирует их к обучению в критический период развития".

Университет Вашингтона, Пер.:

Повседневные социальные взаимодействия предсказывают развитие речи у младенцев

Исследователи обнаружили, что когда взрослый общался и играл с 5-месячным ребенком, активность мозга малыша особенно возрастала в областях, отвечающих за внимание, и уровень этой активности предсказывал ускоренное развитие речи в более позднем возрасте.


Сидячий образ жизни связан с более высоким риском деменции

Взрослые в возрасте 60 лет и старше, которые проводят больше времени в малоподвижном образе жизни, например, сидя за телевизором или за рулем, могут подвергаться повышенному риску развития деменции.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация