Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Как неопределенность порождает тревогу

Альфред Хичкок заметил: “Ужаса нет в взрыве, он есть только в его предвкушении”. Обычный способ нагнетания напряженности в кино - это когда зритель знает, что произойдет что-то плохое, но не знает, когда это произойдет. Но каким образом неопределенность усиливает наше беспокойство? В статье, опубликованной в журнале Computational Psychiatry, исследователи факультета психологии из Калифорнийского университета в Дэвисе, глубже изучили то, что порождает страх.

Неизвестность того, когда что-то произойдет, может вызывать тревогу, но до сих пор мы не знали, почему, - говорит Дрю Фокс, доцент кафедры психологии Калифорнийского университета в Дэвисе. По его словам, первый шаг к решению этой проблемы - это более точное определение понятия “неопределенность”.

Фокс и аспирант Дэн Холли поняли, что, когда вы ожидаете, что произойдет что-то плохое, в зависимости от того, как составлен сценарий, восприятие опасности в разное время может сильно отличаться, даже если вероятность того, что это плохое произойдет, одинакова.

Например, если есть десятисекундный обратный отсчет до удара током, уровень опасности будет низким до окончания обратного отсчета. Но если удар током может произойти в любой момент в течение этих десяти секунд, коэффициент опасности должен возрасти. “Если вы знаете, что что-то должно произойти, то с течением времени коэффициент опасности возрастает, потому что вы знаете, что этого еще не произошло. И коэффициент опасности всегда будет выше, если вы не знаете, когда именно это произойдет”, - сказал Фокс..

Уровень опасности растет с течением времени

Ученые поставили эксперимент, чтобы проверить свою идею. Добровольцы получали небольшой денежный стимул (один цент в секунду), чтобы оставаться в виртуальной среде, но при этом могли в какой-то момент получить легкий удар током, если не решали уйти первыми.

Исследователи обнаружили, что, как и ожидалось, тревогу вызывает не реальная вероятность получить удар током, а коэффициент опасности.

“В каждой временной точке эксперимента коэффициент опасности практически идеально соответствовал поведению наших участников, в то время как сиюминутные вероятности угрозы не имели никакой предсказательной ценности”, - говорит Холли. Добровольцы также сообщили, что чувствовали себя значительно более тревожными в условиях более высокого уровня опасности.

Наш мозг, вероятно, эволюционировал, чтобы отслеживать повышение уровня опасности, говорит Холли. “Представьте себе газель в Серенгети. В целях выживания она может опустить голову и пастись чуть дольше, но компромисс в том, что вероятность нападения на нее льва в таком случае, немного выше”. Чем дольше пасется газель, тем больше возрастает вероятность нападения. “Что-то в ее сознании должно отслеживать уровень опасности и направлять ее поведение соответствующим образом”, - говорит Холли.

Разбирая понятие “неопределенности” в ситуациях, вызывающих тревогу, исследователи надеются лучше понять механизмы, лежащие в основе страха и тревоги, а также найти способы лечения миллионов людей, страдающих от сильных тревожных расстройств.

Калифорнийский университет в Дэвисе, Пер.:

Как «не» влияет на то, что мы понимаем?

Группа ученых определила, как наш мозг обрабатывает фразы, содержащие отрицание “не”, и выяснила, что оно смягчает, а не инвертирует смысл - другими словами, в нашем сознании отрицание просто снижает температуру кофе, а не делает его “холодным”.


Феноминальная память доступна каждому: секрет раскрыт

В большинстве из нас каждый хочет иметь такую память, чтобы запоминать учебники, курсы, языки и прочую важную для нас информацию быстро и максимально надолго. Однако многие думают, что таким «особенным» гением нужно родиться. Однако это не так! Что и доказали ученые из Университета Радбоуда.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация