Сон может повлиять на отношение и поведение ребенка, что могут подтвердить многие родители, но постоянное время отхода ко сну может иметь большее влияние, чем качество или продолжительность сна, говорится в новой публикации, опубликованной в Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, авторами которой являются ученые из Колледжа здравоохранения и развития человека штата Пенсильвания и Медицинского колледжа штата Пенсильвания.
Исследование показало, что дети, которые придерживались последовательного режима сна и засыпали в одно и то же время каждую ночь, лучше контролировали свои эмоции и поведение, когда находились в состоянии стресса или проводили время с другими людьми.
Адвоа Дадзи, докторант кафедры биоповеденческого здоровья, и коллеги, возглавили группу, проанализировавшую данные о сне и поведении 143 шестилетних детей, участвовавших в исследовании INSIGHT (Intervention Nurses Start Infants Growing on Healthy Trajectories), проводимом в Пенсильванском университете. Когда дети, участвовавшие в продольном исследовании INSIGHT, были новорожденными, их матери проходили обучение отзывчивому воспитанию, которое подразумевает реагирование на эмоциональные и физические потребности ребенка теплым, своевременным и последовательным образом. Ранее ученые университета штата Пенсильвания обнаружили, что обучение родителей чуткому воспитанию может способствовать здоровому сну и снижению детского ожирения. Новый анализ исследования, по словам Дадзи, демонстрирует постоянную пользу от регулярного соблюдения режима сна. “Дети, у которых было постоянное время отхода ко сну, в целом были способны регулировать свое поведение и эмоции. С другой стороны, дети, у которых время отхода ко сну и сна было разным, проявляли больше импульсивности и хуже контролировали себя”, - говорит Дадзи.
Как сон влияет на поведение ребенка
Дети, участвовавшие в исследовании, в течение семи дней носили на запястье монитор, измеряющий их ночной сон и активность. Устройства отслеживали множество аспектов сна - время засыпания, время пробуждения утром, середину времени сна, эффективность засыпания и общее количество сна, полученное ребенком за ночь. Эти данные сравнивались с результатами выполнения ребенком задания, направленного на выявление того, как он реагирует на фрустрацию. Каждый ребенок выбирал игрушку, с которой хотел поиграть, из большого ассортимента. Выбранная игрушка помещалась в прозрачную коробку и закрывалась на ключ. Ребенку давали набор ключей, ни один из которых не отпирал коробку. Затем исследователи наблюдали за саморегулируемым поведением ребенка, в том числе за разговором с самим собой и пробы каждого ключа, а также за отсутствием саморегуляции, включая бросание ключей, не попробовав их все. Через четыре минуты исследователи возвращались с работающим ключом и разрешали ребенку играть с игрушкой. Исследователи также наблюдали за тем, как дети вместе с родителями украшали фоторамку. Поведение детей определялось как просоциальное, если они участвовали в совместных действиях, таких как обмен и сотрудничество, и антисоциальное, если они уничтожали принадлежности для поделок или ругались с родителями.
Результаты показали, что чем больше менялось время отхода ребенка ко сну, тем хуже он регулировал свое поведение и эмоции. Например, ребенок, чье время отхода ко сну менялось на 20 минут за ночь в течение недели исследования, обычно демонстрировал более высокий уровень саморегуляции, чем ребенок, чье время отхода ко сну менялось на два часа в течение недели. “Когда родители устанавливают четкую структуру и должным образом реагируют на потребности ребенка, дети добиваются лучших результатов в регуляции веса тела и поведения - даже спустя годы”.
Отзывчивое воспитание: снижение индекса массы тела, лучший контроль над поведением и эмоциями
В период с 2012 по 2014 год ученые в рамках исследования INSIGHT набирали семьи с первенцами для участия в профилактике детского ожирения. Участники были разделены на две группы: контрольную, которая получала информацию о безопасности детей, и группу вмешательства, которая получала информацию о чутком родительстве. Родители в группе “чуткого родительства” были обучены тому, как реагировать на такие состояния поведения младенца, как суетливость; настороженность, включающая кормление и интерактивные игры; сонливость; и засыпание.
В течение первых трех лет жизни дети в группе чуткого родительства имели более низкий индекс массы тела (ИМТ), чем дети в контрольной группе. Содержание программы было направлено не только на борьбу с лишним весом; родители учились распознавать признаки голода и сытости у ребенка, позволять ребенку самому решать, когда он сыт, и - на более поздних этапах развития ребенка - устанавливать распорядок дня и ожидания в отношении еды, сна и регулирования поведения.
Когда детям, участвовавшим в исследовании INSIGHT, исполнилось шесть лет, они вернулись в Медицинский колледж для дальнейшего обследования. В текущем исследовании о времени отхода ко сну и поведении использовались данные, полученные во время этого визита. “Результаты ясно показали, что регулярность сна важна для просоциального и адекватного возрасту поведения детей”, - говорит Дадзи.
По словам исследователей, некоторые родители - например, те, кто работает по вечерам, - могут не иметь возможности участвовать в режиме отхода ко сну вместе со своими детьми, но такие родители все равно могут предпринять шаги, чтобы стать более чуткими родителями. “Каждый родитель может установить четкие стандарты и распорядок дня для своих детей. Они могут правильно и быстро реагировать на потребности детей. У нас есть восемь лет исследований в рамках проекта INSIGHT, которые показывают, что когда родители чутко реагируют на своих детей, они растят более здоровых людей”.
Университет штата Пенсильвания. Пер.: PSYCHOL-OK.RU