Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Воздействие загрязненного воздуха в детстве связано с уменьшением мозговых связей

Новое исследование, проведенное Барселонским институтом глобального здравоохранения (ISGlobal) при поддержке Фонда “La Caixa”, показало, что у детей, подвергшихся воздействию высоких уровней загрязнения воздуха в раннем и среднем детстве, слабее связи между ключевыми областями мозга. Результаты исследования, опубликованные в журнале Environment International, свидетельствуют о потенциальном влиянии раннего воздействия загрязнения воздуха на развитие мозга. Исследование показало снижение функциональной связи внутри и между определенными корковыми и подкорковыми сетями мозга. Эти сети представляют собой системы взаимосвязанных структур мозга, которые работают вместе для выполнения различных когнитивных функций, таких как мышление, восприятие и управление движением. Полученные данные согласуются с результатами предыдущих исследований, в которых говорилось о том, что загрязнение воздуха может быть связано с изменениями функциональной связности мозговых сетей, особенно у детей. Однако пока не до конца понятно, как загрязнение воздуха влияет на развитие и созревание этих мозговых сетей.

В исследовании были проанализированы данные 3626 детей из когорты Generation R в Роттердаме (Нидерланды). Воздействие загрязнения воздуха по месту жительства участников, включая твердые частицы (PM2.5 и PM10), диоксид азота (NO2) и оксиды азота (NOX), оценивалось с помощью статистических моделей, сочетающих фактические измерения с характеристиками окружающей среды. Затем оценивалась связь между сетями и внутри сетей, включая 13 корковых сетей и три подкорковые области: миндалевидное тело - ответственное за обработку эмоций и запуск реакций выживания, гиппокамп - ключевую для формирования памяти и пространственной ориентации, и хвостатое ядро - участвующее в регуляции движений, памяти и принятии решений.

Дети были обследованы с помощью нейровизуализации в состоянии покоя, то есть их мозг сканировали, когда они не выполняли никаких активных задач, в двух временных точках: примерно в возрасте 10 лет и в среднем в 14 лет. Воздействие загрязнения воздуха анализировалось за два периода: от рождения до трех лет и за год до проведения нейровизуализации. “Это одно из первых исследований, в котором изучалось, как загрязнение воздуха влияет на связи в мозге в состоянии покоя, с помощью многократного сканирования мозга у большой группы детей с рождения”, - говорит Мишель Кустерс, исследователь ISGlobal и первый автор исследования.

Результаты показывают, что более сильное воздействие загрязнения воздуха в возрасте от рождения до трех лет связано с более низкой связью между миндалевидным телом и корковыми сетями, участвующими во внимании, соматомоторной функцией, которая координирует движения тела, и слуховой функцией. Кроме того, более высокий уровень воздействия частиц PM10 за год до проведения нейровизуализации был связан с более низкой функциональной связью между сетями внимания и медиально-теменными сетями, которые отвечают за обнаружение стимулов в окружающей среде, а также за самоанализ и самовосприятие. “Эти ассоциации сохраняются на протяжении всего подросткового возраста, что может свидетельствовать о стойких нарушениях в нормальном развитии сетей мозга из-за воздействия загрязнения. Это может повлиять на обработку эмоций и когнитивные функции. Однако для подтверждения этих выводов и понимания их точного влияния на развитие мозга необходимы дополнительные исследования”, - объясняет Моника Гуксенс, научный сотрудник ICREA в ISGlobal и ведущий автор исследования.

В другом недавнем исследовании, проведенном той же командой, изучалась связь между воздействием загрязнения воздуха во время беременности и в детстве и изменениями объема мозга в подростковом возрасте. Исследование основывалось на данных 4243 детей из той же когорты “Поколение R”, которые прошли повторную оценку объема белого вещества, серого вещества коры головного мозга, мозжечка и семи подкорковых объемов. Результаты показали, что воздействие загрязнения воздуха во время беременности, особенно мелкодисперсных частиц (PM2.5) и меди, было связано с меньшим объемом гиппокампа - важнейшей структуры мозга, отвечающей за функцию памяти, - в возрасте 8 лет. Однако по мере роста детей наблюдался “компенсаторный рост” гиппокампа, что позволяет предположить, что пластичность мозга, особенно в этой области, может нейтрализовать некоторые из первоначальных негативных последствий воздействия загрязнения. Несмотря на раннее влияние на объем гиппокампа, не было обнаружено значимых ассоциаций между загрязнением воздуха и другими объемами мозга, такими как белое вещество, серое вещество коры или мозжечок.

По мнению исследовательской группы, эти результаты в совокупности подчеркивают потенциальное долгосрочное воздействие загрязнения воздуха в раннем возрасте на связи и развитие мозга. “Хотя в некоторых областях мозга может наблюдаться компенсаторный рост, стойкие нарушения, наблюдаемые в функциональных сетях, подчеркивают необходимость дальнейших исследований механизмов, лежащих в основе этих изменений. Учитывая широкое распространение загрязнения воздуха, эти результаты усиливают важность политики, направленной на снижение уровня загрязнения, особенно в городских условиях, для обеспечения развития мозга детей”.

Барселонский институт глобального здравоохранения (ISGlobal). Пер.:

Вечный ребенок в семье

Многие родители говорят о том, что когда рождается второй ребенок, им кажется, будто их первый ребенок вырастает за ночь. До рождения нового ребенка, родители воспринимали своего младшего меньше, чем он был на самом деле.


Поведение матери влияет на уровень вовлечения отца в воспитание ребенка

Согласно исследованию, матери определяют роль отца в воспитании детей. Эксперимент, проведенный среди 97 пар показал, что отцы, которые получают одобрения от жен, принимают наиболее активное участие в воспитании ребенка.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация