Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Действительно ли фильмы с субтитрами помогают изучать иностранные языки?

В целом в Европе широко распространены как фильмы на языке оригинала, так и версии с субтитрами на разных языках. Основная цель субтитров - дать зрителю возможность понять диалог в фильме, в котором он не знает языка, однако субтитры все чаще рассматриваются и с образовательной точки зрения.

Очевидно, что просмотр фильма на иностранном языке, который вы изучаете, - это хороший способ пополнить словарный запас.

Тем не менее, в зависимости от уровня нашего образования и способностей к языку, влияние субтитров на наше понимание значительно варьируется. Итак, какой фильм вы хотите посмотреть: с субтитрами или без?

Различные типы субтитров

Понимание фильма предполагает обработку аудиовизуального, а значит, мультимодального, сложного формата. Зритель должен одновременно воспринимать глазами и ушами вербальные и невербальные сигналы, находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом. Субтитры призваны облегчить понимание, но они также добавляют новый источник информации со скоростью и темпом, которые мы не можем контролировать.

Существуют следующие виды субтитров:

  • Стандартный формат, предлагающий перевод с одного языка на другой, когда диалог ведется на языке оригинала фильма, а субтитры - на родном языке зрителей.
  • Формат обратного перевода, когда диалог дублируется на родном языке зрителей, а субтитры - на языке оригинала фильма
  • Версия "на том же языке", часто используемая для людей с нарушениями слуха, когда субтитры и диалог фильма звучат на языке оригинала, на котором он был снят.

Можно легко предположить, что языковая смесь, представленная зрителю фильма с субтитрами, не является особенно эффективным способом запоминания слов на другом языке. В исследовании Бейрстоу и Лавора рассматривались два фактора, которые могут повлиять на усвоение словарного запаса: во-первых, какие языки существуют, во-вторых, как язык представлен (в устной или письменной форме).

У людей, принявших участие в этом исследовании, первым языком был французский, а уровень владения английским был достаточно скромным. Им показывали разные версии фильма: со стандартными субтитрами, с обратными субтитрами и с диалогом и субтитрами на английском языке. Хотя авторы исследования не обнаружили заметной разницы между фильмом с английскими диалогами и субтитрами и фильмом со стандартными субтитрами, зрители, смотревшие инвертированную версию (французский диалог и английские субтитры), получили наилучшие результаты в плане способности восстановить диалог фильма.

Инвертированная версия позволяет лучше воспроизводить слова на изучаемом языке, что говорит о том, что семантические связи между языками здесь формируются легче, чем при других условиях просмотра.

Другие исследователи нашли доказательства благотворного влияния субтитров на том же языке, что и диалог фильма, на запоминание словарного запаса. Согласно этим исследованиям, субтитры на одном и том же языке предполагают положительный фактор избыточности, в то время как стандартные субтитры приводят к интерференции в мозге между языками.

Адаптация стратегий субтитров

У нас могут быть совершенно разные способности к восприятию языка кинодиалогов. Чтобы оптимизировать понимание, нам нужно выбрать наиболее подходящее для нас сочетание языка звуковой дорожки и субтитров. В исследовании Лавора и Бэйрстоу рассматривались уровни понимания фильма начинающими, средними и продвинутыми изучающими иностранный язык.

Учащиеся каждого уровня были разделены на четыре группы и смотрели либо оригинальную версию фильма без субтитров, либо "одноязычную" версию (звуковая дорожка и субтитры на иностранном языке), либо классические субтитры, либо обратную версию (звуковая дорожка на родном языке, субтитры на иностранном языке).

Если результаты промежуточной группы были одинаковыми для всех версий, то начинающие получили наилучшие результаты в двух "разноязычных" форматах. В частности, именно в инверсном варианте (звуковая дорожка на родном языке, субтитры на иностранном) новички показали лучшие результаты: здесь легче прослеживается связь между языками.

А вот у продвинутых учеников уровень понимания снижался, когда на экране появлялись субтитры. Если у них хорошие языковые навыки, то как объяснить такое падение уровня понимания при наличии субтитров?

Когнитивная нагрузка субтитров

Субтитры ограничены своим местом на экране. Они появляются в течение определенного времени и, как следствие, не могут точно соответствовать диалогу фильма. Таким образом, они представляют собой сокращенную, смягченную версию того, что говорится в фильме, что вызывает проблемы с пониманием, когда человек не может связать слова в субтитрах с диалогом.

Остановить себя на чтении субтитров сложно - наши глаза имеют свойство считывать информацию автоматически. В одном из исследований, отслеживающих движения глаз, Д'Идевалле и другие показали, что когда взгляд зрителя переводится на субтитры, это автоматически сокращает время внимания к происходящему на экране.

В контексте просмотра фильма субтитры могут разделить внимание зрителя между субтитрами и действием, что приводит к повышенной когнитивной нагрузке.

Эта когнитивная нагрузка также может объяснить трудности, связанные с разбором двух языков и двух разных каналов коммуникации одновременно. В научной литературе есть много данных о когнитивных издержках, связанных с переходом с одного языка на другой, которые проявляются, в частности, в замедлении способности обрабатывать лингвистическую информацию.

Если мы подумаем о классических и инвертированных субтитрах, то они оба предполагают быстрое перемещение между репрезентациями двух разных языков, что приводит к когнитивным затратам, которые в данном контексте выражаются в том, что зрители пытаются сопоставить диалог, который они слышат, с текстом на экране.

Различная эффективность субтитров

Нас интересует влияние смены языка в фильме на его понимание зрителями. Просматривая отрывок фильма Real Women Have Curves (режиссер Патрисия Кардосо, в оригинальной версии которого диалоги чередуются на английском и испанском языках), мы обнаружили, что моменты фильма, когда язык меняется, ассоциируются со слабым пониманием диалога.

Два фактора могут подорвать понимание зрителей: чередование языков и разделение внимания зрителей между разными режимами - звуковой дорожкой и письменным словом - из-за субтитров.

Таким образом, вопрос о пользе субтитров в кино - это тонкий вопрос, зависящий от желания конкретного зрителя и его языковых способностей. Субтитры позволяют лучше понять диалог и сюжет в целом, но они также могут привести к снижению способности воспринимать действие фильма, когда их присутствие не так уж необходимо (увеличивая когнитивную нагрузку и затрудняя концентрацию внимания).

Таким образом, мы должны помнить, что эффективность субтитров зависит как от сочетания языков, так и от уровня владения этими языками зрителями.

В целом мы можем признать, что эти вспомогательные средства очень полезны для знакомства со вторым языком и в этом смысле способствуют расширению словарного запаса. Однако они не ставят зрителей в положение активных пользователей этого языка, что является жизненно важным условием для развития языковых способностей, особенно для разговорного общения.

Ксавье Апарисио, профессор когнитивной психологии, Университет Париж-Эст Кретьель-Валь-де-Марн (UPEC). The Conversation, Пер.:

Пять причин перестать говорить ребенку «Молодец»

Причиной похвалы, в краткосрочной перспективе, может являться то, что дети ждут от нас одобрения. Но только мы, взрослые, несем ответственность за использование зависимости с целью собственного удобства. «Молодец», эта фраза, конечно же, облегчает нашу жизнь, при этом делая собственных детей зависимыми.


Проверки и перепроверки не избавят от сомнений и не улучшат память

Закрыта ли форточка? Выключен ли газ? Вы думаете, проверив это, Вы расслабитесь и перестанете тревожиться? Но, оказывается, детали запомнить гораздо труднее после многократного повторения одного и того же действия, установили психологи.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация