Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Карл Абрахам

Карл Абрахам являлся одним из самых блестящих умов в психоаналитическом движении первых лет его существования. Он входил в круг наиболее близких и последовательных учеников Фрейда, являясь до последних лет своей короткой жизни его преданным другом и активным соавтором многих психоаналитических концепций.

Карл Абрахам родился 3 мая 1877 года в немецком городе Бремене в старой еврейской семье. На протяжении всей своей жизни он сохранял самые добрые и теплые отношения со своими родителями.

Со школьных лет Карл Абрахам развивал в себе способность к иностранным языкам. Это расширяло его кругозор, и вместе с тем определило в дальнейшем круг научных интересов, в частности, последовавшие затем исследования в области фольклора, мифологии, искусства, психологии. Наряду с родным языком Абрахам владел английским и испанским языками (в его работах встречаются неоднократные ссылки на примеры испанских и английских языковых конструкций). Кроме того, он знал датский, голландский, французский, а также классические языки.

Получив медицинское образование в 1901 году, Абрахам избирает карьеру психиатра в лечебных учреждениях сначала Берлина, а затем клиники Бургхольци в Цюрихе. Там он работает под руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга и через них узнает о трудах 3. Фрейда. Увлечение психоаналитическими идеями определило научные интересы молодого врача. В 1907 году состоялась первая личная встреча Абрахама с Фрейдом, положившая начало их деловому сотрудничеству и личной дружбе. От ученичества Абрахама, с которого начались их отношения, было совершено восхождение к истинному партнерству. Зигмунд Фрейд очень ценил и уважал своего молодого друга, не раз высказываясь о нем любяще и тепло.

Вернувшись в Берлин, Карл Абрахам развернул клиническую и организаторскую деятельность. Так, с 1911 года он стал вести - впервые в Германии - курсы по психоанализу. А в 1920 году вместе с коллегами организовал Берлинский психоаналитический институт с психоаналитической поликлиникой при нем. Активное участие Абрахам принимал в организации и деятельности Международного психоаналитического движения, редактировании его печатных изданий.

Созданная в Берлинском институте образовательная модель подготовки психоаналитиков затем легла в основу моделей образования в аналогичных учебных заведениях по всему миру. Его учениками, с которыми Карл Абрахам вел дидактические анализы, были многие известные впоследствии психоаналитики - Хелен Дейч, Эдвард Гловер, Мелани Кляйн, Шандор Радо, Теодор Рейк, Карен Хорни, Эрнст Зиммель и др.

Личность Карла Абрахама привлекала многих его коллег. В спорах он был решителен, но тактичен, умело доводил возникающие конфликты до взаимного соглашения. Иоганн Кремериус, редактор издания трудов Абрахама, отмечает: «его неспособность ненавидеть не могла привести к ненависти». Интересно высказываются о нем Ф. Александер и Ш. Селесник: «Секрет громадного личного обаяния Абрахама состоял в исключительно дружественном и оптимистичном характере, отсутствии фанатизме и в редкой надежности...»

Смерть Карла Абрахама наступила от бронхопневмонии в 1925 году. Она была вызвана случайностью, и психоаналитики, знавшие Карла Абрахама, глубоко скорбили об этой ранней и невосполнимой утрате.

Научные достижения

Основные результаты Абрахама были получены в сотрудничестве с Фрейдом и связаны они были с попытками понимания психозов. Поскольку психотические состояния чрезвычайно нарциссичны, у пациентов-психотиков не возникает перенос в типичном его виде, и аналитики того времени не могли работать с такими пациентами. Поэтому исследование психозов было исследованием нарциссизма. Однако Абрахам воспользовался тем, что маниакально-депрессивный психоз проходит фазы ремиссии, когда пациенты на поверхностном уровне вполне нормальны. Он анализировал пациентов в таких «нормальных» фазах, стремясь обнаружить их скрытую предрасположенность к фазам психотическим.

Карл Абрахам клинически подтвердил существование специфических для психозов точек фиксации на очень ранних фазах развития либидо (оральных и анальных). Нарциссизм является первичным состоянием младенца, а нарциссизм психотической регрессии возникает вследствие фиксации на данном раннем периоде. Абрахам привел убедительное доказательство существования оральных и анальных импульсов в этих состояниях и превосходно описал их в своей замечательной итоговой работе. В частности, он обнаружил, что оральная и анальная фазы представлены заметным действием интроекции (орального поглощения) и проекции (анального выталкивания). В этом свете маниакально-депрессивные психозы выглядят как вовлеченность человека в повторяющиеся циклы инкорпорации и выталкивания, связанные с чрезвычайной тревогой в отношении поглощаемых или выталкиваемых объектов.

В то же время Абрахам подтвердил, что данные фазы в особой степени затронуты глубоко агрессивными и садистическими импульсами. В результате он предложил детализированное «расписание» либидинозных фаз. Представление о садистических формах интроекции и проекции позднее было существенно развито Мелани Кляйн.

Таким образом, внимание Абрахама было направлено на разнообразные манифестации садизма и агрессивности: например, его статья 1919 года о трудных пациентах — выдающееся описание скрытых манифестаций агрессии.

Однако смерть помешала Абрахаму завершить работу. Хотя он думал, что исследует фазу первичного нарциссизма (они с Фрейдом в то время полагали, что эта фаза длится от рождения ребенка примерно до двух лет), на самом деле он описывал инкорпорацию и исторжение объектов или фрагментов объектов. Расхождение во взглядах на характер объектных отношений на протяжении периода первичного нарциссизма сохраняется до сих пор. Пусть несколько схематично, но Абрахам описал установление младенцем на этой первичной стадии отношений с объектами, причем очень странными, которым он дал название частичных объектов (partial, or part-objects). Абрахам приложил максимум усилий, чтобы обрисовать развитие на более поздней стадии подлинной объектной любви. Это различение сыграло для Мелани Кляйн очень большую роль, когда она развивала представление о депрессивной позиции.

Кляйн многим обязана Карлу Абрахаму: он провел ее анализ и заложил прочные основания теории, которую ей предстояло развивать. А деятельность Кляйн была, в свою очередь, важна для Абрахама, поскольку ее работа с детьми подтверждала его предположения относительно садизма на ранних прегенитальных фазах и важной роли интроекции и проекции. Хотя Абрахам, как и Фрейд, практически не ссылался на Кляйн, возможно, его наблюдения, изложенные в статье 1924 года, взяты из ее материала, полученного начиная с 1919 года.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книг 1) «Психоаналитические исследования становления характера» Карл Абрахам. Пер. с немецкого под редакцией А. Н. Утехиной. 2) Хиншелвуд Р. «Словарь кляйнианского психоанализа» под ред. И. Ю. Романова.

Ранк О. (1884-1939)

Ранк был одним из первых учеников 3. Фрейда, уделившим особое внимание использованию психоаналитического метода исследования при изучении искусства, религии, поэзии, литературы. Обладая значительной эрудицией в области мифологии, он предпринял попытку психоаналитического осмысления различных мифов.


Райх В. (1897-1957)

Автор ряда статей и книг, включая «Импульсивный характер», «Функция оргазма», «Характероанализ», «Психология масс фашизма», «Сексуальность в культурной борьбе» (1936, в США переиздана под названием «Сексуальная революция», 1945), «Раковая биопатия», «Слушай, маленький человек», «Убийство Христа» и др.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация