Бруно Беттельгейм
Бруно Беттельгейм (Bruno
Bettelheim) (1903—1990) — немецко-американский психоаналитик, австриец
по рождению. Специалист в области лечения и обучения детей с нарушениями
эмоциональной сферы, главным образом страдающих аутизмом. Получил степень
доктора Венского университета в 1938 году и в том же году, после оккупации
Австрии нацистами, был отправлен в концлагерь Дахау, а затем в Бухенвальд.
После
освобождения в 1939 году эмигрировал в США, где получил должность научного
сотрудника в Обществе развития образования при Чикагском университете.
В 1942—1944 Беттельгейм работал старшим преподавателем (associate
prof.) в Рокфорд Колледж (штат Иллинойс).
В октябре 1943 года в американском "Журнале
патологической и социальной психологии" (издании
узкоспециальном) появилась ставшая тут же знаменитой статья Беттельгейма
о повседневном существовании в нацистских лагерях «Индивидуальное и массовое
поведение в экстремальных ситуациях». После этого едва ли не каждая публикация
ученого на протяжении последующих пяти десятилетий становилась общественным
событием. Статья отражала его экзистенциальный опыт заключения в Дахау
и Бухенвальде. В ней впервые изучались психологические ресурсы выживания
человека в условиях концлагеря и анализировалась суть разрушительного
влияния нацистского террора на человеческую личность.
В 1944 Бруно
Беттельгейм получил место ассистента по кафедре психологии
в Чикагском университете и одновременно был назначен директором Реабилитационной
школы-клиники имени Сони Шенкман. В этом интернате для детей от 6 до
14 лет с глубокими нарушениями эмоциальной сферы была сосредоточена в
дальнейшем его работа с аутичными детьми.
Старший преподаватель в 1947
и профессор с 1952 года, Беттельгейм посвятил свою работу применению
психоаналитического подхода к социальным вопросам, и прежде всего в
воспитании детей. Это отражено в книгах: «Не только любовь» (Love is
not enough, 1950), «Сбежавшие от жизни» (Truants from life, 1954).
В 1973 Беттельгейм ушел в отставку. В своих печатных трудах и в исследовательской
деятельности Бруно стремился найти методы терапии эмоциональных расстройств
у детей, которые бы позволили не только облегчить их страдания, но
и помочь стать активными членами общества. Его труды содержат идеи, полезные
и для работы со здоровыми детьми. Также Беттельгейм является автором
книг: «Вразумленное сердце» («The informed heart», 1960) — о сопротивлении
тоталитаризму и об опыте выживания в концлагере; «Пустая крепость»
(«The empty fortress», 1967) — об аутичных детях; «Дети мечты» («Children
of the dream», 1967) — о роли социума в воспитании детей в израильских
киббуцах, — опыт, на основании которого Бруно Беттельгейм призывал
к пересмотру традиционных методов семейного воспитания; «О пользе волшебных
сказок» («The uses of the enchantment», 1976). После смерти жены
в 1984 году и перенесенного в 1987 году инсульта Бруно
Беттельгейм в 1990 г. покончил с собой.
При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги «История психологии в лицах», под ред. Карпенко Л.А., М. 2005.
Ранк был одним из первых учеников 3. Фрейда, уделившим особое внимание использованию психоаналитического метода исследования при изучении искусства, религии, поэзии, литературы. Обладая значительной эрудицией в области мифологии, он предпринял попытку психоаналитического осмысления различных мифов.
Основатель психоанализа. В 1882 г. Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии. Фрейд хотел изучать нервные заболевания, но оказалось, что учиться он мог только у себя самого.