Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Хайнц Хартманн

Хайнц Хартманн родился 4 ноября 1894 г. в Вене в семье историка и педагога. Его дед по линии отца был политиком, депутатом первого немецкого парламента, профессором немецкой литературы. Дед по линии матери Р. Хробак был специалистом в области гинекологии, доцентом Венского университета и как медик привлек внимание 3игмунда Фрейда. Как подчеркивал основатель психоанализа, идея сексуальной этиологии неврозов была подсказана ему И. Брейером, Ж. Шарко и Р. Хробаком, который, по его собственным словам, был одним «из замечательнейших венских врачей». Именно Р. Хробак поведал молодому 3. Фрейду, что причина страха пациентки, с которой он предложил поработать будущему основателю психоанализа, заключается в том, что, несмотря на восемнадцать лет замужества, она все еще оставалась девственной, поскольку ее муж страдал абсолютной импотенцией. Именно он сказал 3. Фрейду, что рецепт от подобной болезни хорошо известен, но его не пропишешь: «Penis normalis dosim Repertatur!».

До 14 лет Xайнц Хартманн обучался частным образом, играл на скрипке и пианино, увлекался живописью и поэзией. В дальнейшем получил медицинское образование, обучаясь в Венском университете, где имел возможность слушать лекции 3. Фрейда. Будучи студентом, проявил интерес к философии и психоанализу. После окончания Венского университета и получения в 1920 г. ученой степени доктора медицины он более десяти лет работал ассистентом в психиатрическо-неврологической клинике у Ю. Вагнера-Яурегга, который в 1927 г. первым среди психиатров получил Нобелевскую премию за открытие недостатка йода при кретинизме и возможности лечения паралича при помощи пиротерапии. В 1925 г. Хайнц Хартманн стал кандидатом в члены Венского психоаналитического общества, год спустя прочитал там доклад «Некоторые методологические проблемы психоанализа» и в 1927 г. стал полноправным членом данного общества. На протяжении 1926 г. он проходил дальнейшее психоаналитическое обучение в Берлинском Институте психоанализа, прошел учебный анализ у Ш. Радо (позднее 3. Фрейд предложил ему пройти учебный анализ у него), а с 1930 г. начал читать лекции в Венском Институте психоанализа, включая курсы по введению в психоанализ и основным проблемам психоанализа. В 1933 г. Хартманн стал вторым секретарем и членом правления Венского психоаналитического общества, в 1934 г. — обучающим аналитиком. С 1932 по 1941 г. он был редактором «Международного журнала психоанализа».

В 1938 г. Xайнц Хартманн эмигрировал во Францию, работал в Парижском психоаналитическом институте. Позднее он переехал в Швейцарию, а в 1941 г. эмигрировал в США, где начал работать в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. В период с 1948 по 1951 г. он был главным врачом одного из американских медицинских центров. В 1952-1954 гг. Хартманн был президентом Нью-Йоркского психоаналитического общества, с 1951 по 1957 г. — президентом Международной психоаналитической ассоциации, а с 1959 г. до своей кончины — ее почетным президентом.

Вместе с А. Фрейд и Э. Крисом Хартманн был основателем и редактором ежегодника «Психоаналитическое изучение детей». На протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве с Э. Крисом и Р. Лёвенштайном он разрабатывал основные идеи психоаналитической психологии Я и выдвинул, наряду с динамической, генетическую точку зрения на развитие психических процессов. В 1958 г. ему была присуждена премия имени Ч. А. Меннингера. Умер в 1970 г.

Xайнц Хартманн — автор значительного числа публикаций, включая такие работы, как «Основы психоанализа» (1927), «Память и схема тела» (1927, в соавторстве с П. Шильдером), «Психоанализ и проблема ценностей» (1928), «Психоанализ и мировоззрение» (1936), «Психология Я и проблема адаптации» (1939), «Психоанализ и моральные ценности» (1960), «Очерки по психологии Я» (1964).

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги Лейбина В. «Постклассический психоанализ. Энциклопедия». Том 2. М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2006 г.

Ранк О. (1884-1939)

Ранк был одним из первых учеников 3. Фрейда, уделившим особое внимание использованию психоаналитического метода исследования при изучении искусства, религии, поэзии, литературы. Обладая значительной эрудицией в области мифологии, он предпринял попытку психоаналитического осмысления различных мифов.


Выготский Л. (1896-1934)

Выготский шел к психологии от литературы и от искусства («по диагонали», как выразился С.А. Смирнов в своей книге «На пути к построению педагогической антропологии»). И первой, а вместе с тем и последней «станцией» на этом пути стала его дипломная работа о «Гамлете».


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация