Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Роберт Хиншелвуд

Роберт Хиншелвуд
(Robert Hinshelwood)

Эдипов комплекс в теории М. Кляйн

Содержание:

Определение

Статья из книги Р. Д. Хиншелвуд «Словарь кляйнианского психоанализа». Перевод с английского З. Баблояна. Научная редакция И. Ю. Романова. М.: Когито-Центр, 2007 г. Статья опубликована с разрешения издательства Когито-Центр.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Депрессивная позиция

Появление понятия депрессивной позиции в системе взглядов Кляйн перестроило ее теории. Во-первых, она уже не ссылалась столь уверенно на отлучение от груди как на самую значимую фрустрацию, вместо этого подчеркивая превратности внутреннего объекта и его ожидаемой со страхом утраты, а не судьбы внешнего объекта (реальной груди). Во-вторых, обращение к отцу, которое ранее связывалось с реакцией, направленной против матери при отлучении от груди, теперь стало рассматриваться как присущее неизбежным фрустрациям и конфликтам изначально амбивалентного отношения к матери. Этот конфликт рассматривается как неотъемлемый, неизбежный и встроенный в конфликтный характер инстинктов — конфликт между позитивным эдипальным комплексом (потребностью в любви со стороны родителя противоположного пола на фоне соперничества с родителем своего пола) и инвертированным Эдиповым комплексом (любовью к родителю своего пола и идентификации с ним и неприязнью к родителю противоположного пола). Таким образом, есть некоторое соответствие между соединением родителей в эдипальной ситуации и соединением «хорошего» частичного объекта с «плохим»:

«Следовательно, каждому объекту в свою очередь надлежит становиться то хорошим, то плохим. Это колебательное движение между различными аспектами первичных имаго [т. е. родительских фигур] предполагает тесное взаимодействие на ранних стадиях инвертированного и позитивного Эдипова комплекса» (Klein, 1945, р. 409).

Репарация. Значимость репарации также проявляется в некоторых эдипальных фантазиях. Репарация задействована в усилении любовных аспектов Эдиповой ситуации. Генитальные эдипальные импульсы означают движение к укреплению любовных чувств; последние играют важную роль в актах репарации, уменьшая вероятность всемогущей триумфальной репарации, основанной на маниакальных механизмах.

Параноидно-шизоидная позиция. С пониманием расщепления психики младенца на части или фрагменты, а также сопутствующего расщепления объектов, сближение этих частей и фрагментов берет на себя роль классического эдипального объекта. Когда младенец не удовлетворен, из его опыта исчезает хорошая, приносящая удовлетворение мать, но вторгается иной объект. В его лишь частично воспринимаемом внешнем мире отец, брат или сестра, гость, домашняя собака и вообще что угодно начинают представлять эту вторгающуюся и наносящую ущерб третью фигуру. Однако на данной стадии эти фигуры изолируются друг от друга во времени, чтобы минимизировать опыт триангулярной конфигурации. В моменты переживания своего хорошего объекта младенец всецело им обладает — и внутри, и вовне себя. Однако с развитием когнитивного и эмоционального потенциалов объекты сходятся, и начало депрессивной позиции создает ситуацию, в которой ребенок более не обладает «хорошим» объектом, но наблюдает, как два объекта обладают друг другом (Britton, 1989).

В таком варианте Эдипов комплекс мало что говорит о реальных родителях и их реальном сношении, поскольку основан он на том, как ребенок использует реальные объекты, «вслушиваясь» в собственный фантазийный мир и манипулируя ими (в защитных целях), чтобы облегчить свое существование.

Способность оставаться в стороне и следить за отношениями между двумя объектами требует способности выдерживать чувство оставленности и, таким образом, классическую эдипальную боль в полном ее объеме. Именно этот момент, когда к способности к любви и ненависти присоединяется способность к наблюдению и познанию, является одной из замечательных характеристик депрессивной позиции. Итак, депрессивная позиция — это больше, чем всего лишь достижение Эдипова комплекса. Она формирует способность вырабатывать лучшее знание о внутреннем и внешнем мирах:

«Более сильное и более согласованное Эго /.../ снова и снова сводит вместе и синтезирует отщепленные аспекты объекта и самости. /.../ Все эти шаги в развитии приводят к росту адаптации к внешней и внутренней реальности» (Klein, 1952, р. 75).

«Материнская» и «отцовская» части психики аналитика. В клинической ситуации на использование такой «частично-объектной» интерпретации Эдипова комплекса оказывает большое влияние понимание контрпереноса. Постижение пациентом душевного состояния аналитика зачастую включает в себя ощущение пациентом частей психики аналитика как обособленных или же, наоборот, взаимосвязанных. Таким образом, аналитик может восприниматься как сочувствующий пациенту, но при этом его другая часть (более строгая, анализирующая, которая, по ощущениям пациента, подвергнет его критике) отщепляется. Такие аспекты психики аналитика могут переживаться пациентом (в гендерных терминах) как материнская и отцовская части, которые пациент стремится удерживать в изоляции друг от друга. Или, подобным же образом, может ощущаться отсутствие чувствующей и интуитивной части, поскольку пациент убежден, что аналитик дает интерпретации, используя собственные интеллектуальные функции. Соединение вместе частей психики аналитика может вызывать сильное сопротивление — и навлечь на себя неистовые атаки пациента.

Назад Вперед

Словарь кляйнианского психоанализа


"Словарь кляйнианского психоанализа" Р.Хиншелвуда является выдающимся по охвату и содержанию обзором психоаналитической теории школы Мелани Кляйн. Словарь включает в себя как базовые, классические понятия ("Супер-Эго", "депрессивная позиция", "проективная идентификация" и так далее), так и более современные концепции кляйнианских аналитиков ("психическое изменение", "патологическая организация"). Книга Р.Хиншелвуда переведена на многие языки и признана одним из лучших руководств по кляйнианскому психоанализу. Рекомендуется психоаналитикам, психотерапевтам, психологами и всем тем, кто интересуется психоанализом и историей психоаналитической мысли.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация