Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Роберт Хиншелвуд

Роберт Хиншелвуд
(Robert Hinshelwood)

Эдипов комплекс в теории М. Кляйн

Содержание:

Определение

Статья из книги Р. Д. Хиншелвуд «Словарь кляйнианского психоанализа». Перевод с английского З. Баблояна. Научная редакция И. Ю. Романова. М.: Когито-Центр, 2007 г. Статья опубликована с разрешения издательства Когито-Центр.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Вклад Мелани Кляйн в теорию Эдипова комплекса

Работа Кляйн с детьми в ходе игры продемонстрировала ей разнообразие фантазий, подобных тем, которые были описаны Фрейдом, а также множество способов, с помощью которых дети, по-видимому, идентифицируются с игрушечными фигурами. Множественная идентификация такого рода, вероятно, и обеспечивает творческую полноту самой игры, когда ребенок рассматривает события в игре с точки зрения то одной, то другой фигуры. Кляйн также придавала особое значение идентификациям с каждым из родителей, а также простой форме Эдиповой пары, с ненавистью к одному родителю и любовью к другому:

«Я узнала, что Вернер называл своими "беспокойными мыслями". Он сказал мне, что беспокоится о животных Тарзана. Обезьяны гуляют в джунглях; в своей фантазии он следует за ними и приноравливается к их походке. Ассоциации ясно продемонстрировали его восхищение отцом, совокупляющимся с матерью, и его желание стать третьим участником этого совокупления. Данная идентификация, снова как с матерью, так и с отцом, также формировала основу для его других многочисленных "беспокойных" мыслей — все они могут быть признаны мастурбационными фантазиями» (Klein, 1925, р. 118).

Изучая подобные инфантильные фантазии, в период с 1919 по 1935 годы Кляйн совершила четыре клинических открытия в отношении Эдипова комплекса. Каждый из этих шагов был столь значительным, что в итоге сама теория очень сильно изменилась — она стала теорией депрессивной позиции. Шаги эти таковы:

(1) обнаружение особого характера садизма, связанного с фантазиями об эдипальной паре и вызывающего большую тревогу;

(2) клиническое доказательство существования прегенитальных фантазий и, таким образом, прегенитального происхождения Эдипова комплекса (существенное отличие от положения Фрейда: по Фрейду, Эдипов комплекс развивается на генитальной фазе на третьем-пятом годах жизни);

(3) выявление понимания эдипальных родителей в терминах индивидуальных органов - пениса в вагине (соска в груди), — которое вызывает страшную фантазию о родителях, навечно соединенных в комбинированную родительскую фигуру; и

(4) открытие двусмысленности позитивного и инвертированного Эдиповых комплексов, которые, существуя совместно, создают амбивалентные чувства по отношению к каждому из родителей.

(1) Тревога

Кляйн модернизировала ортодоксальную теорию Эдипова комплекса, сосредоточив внимание на содержании тревог, возникающих в результате фантазий об эдипальных объектах (матери и отце):

«Маленький мальчик, ненавидящий отца как соперника в борьбе за любовь матери, наполнен ненавистью, агрессией и фантазиями, происходящими из его орально-садистических и анально-садистических фиксаций. /.../ В данном случае [случае Жерара] пенис отца должен был быть откушен, сварен и съеден» (Klein, 1927, р. 172).

Кляйн отмечает, что «за такой манифестацией примитивных тенденций неизбежно следует тревога» (Klein, 1927, р. 175). Эти садистические импульсы вызывают сильный страх и раскаяние у маленьких детей, которые боятся как того, что все это произойдет с родителями в реальности, так и возмездия родителей, направленного на детей.

(2) Ранние источники Эдипова комплекса

Фрейд считал, что прегенитальные импульсы просто подлежат разрядке, а истинные эдипальные фантазии начинаются только в генитальной фазе (в возрасте трех-пяти лет). Однако Кляйн продемонстрировала наличие эдипальных фантазий в прегенитальном возрасте: «дети часто выказывают, причем уже в начале второго года жизни, явное предпочтение родителю противоположного пола и другие признаки появляющихся Эдиповых тенденций» (Klein, 1926, р. 129). Прегенитальные импульсы возникают в реакциях детей на родителей и родительские сексуальные отношения, детская игра обращается вокруг идей, фантазий и тревог, связанных с первичной сценой; поскольку ребенок не знает, что происходит в реальности, фантазии эти основываются на интерпретации его собственных потребностей (оральных или анальных) и жестокой их фрустрации:

«Согласно орально- и анально-садистической стадии, на которой он сам сейчас находится, сношение начинает означать для ребенка действо, в котором поедание, приготовление, обмен фекалиями и садистические акты всех типов (избиение, разрезание и т. д.) играют принципиальную роль» (Klein, 1927, р. 175).

Имея множество клинических свидетельств прегенитальных фантазий, Кляйн должна была прийти к тому, что Эдипов комплекс начинается до генитальной фазы.

Итак, по мнению ребенка, родители кормят друг друга, проглатывают друг друга, раскусывают друг друга на куски, пачкают друг друга изнутри, контролируют друг друга, и все это происходит наряду с генитальными фантазиями проникновения, пореза, заботы и защиты друг друга:

«... ранний анализ показывает, что ребенок развивает подобные теории гораздо раньше, когда картину все еще определяют в основном прегенитальные импульсы, хотя его пока еще скрытые генитальные импульсы тоже на нее влияют. Эти теории значат примерно то, что в совокуплении мать постоянно проглатывает пенис отца, так что ее тело наполнено большим количеством пенисов и детей. Всех их ребенок желает съесть и разрушить. Таким образом, нападая на внутреннее содержимое матери, ребенок нападает на большое число объектов» (Klein, 1933, р. 254).

(3) Частичные объекты

Большая часть фантазийной жизни ребенка воспринимается им в терминах частичных объектов: то есть он представляет отношения органов друг с другом — отношения трудно визуализируемых воображаемых объектов, каждый из которых обладает единственной функцией, но сходится с другими в совокуплении. В частности, это материнская грудь, которая соединяется с отцовским пенисом, или же отцовский пенис внутри материнской вагины: «на этой ранней стадии развития действует принцип "часть вместо целого", и пенис представляет также отца лично» (Klein, 1932, р. 132). В этом мире органов, кроме того, находятся дети, которых также вмещает творящее тело матери, и это порождает другие фантазии, снова по большей части агрессивные. Все эти примитивные представления об органах, еще не соединенных вместе, вероятно, являются врожденной предрасположенностью к воображению подобных вещей — бессознательными фантазиями.

Комбинированная родительская фигура. На ранних стадиях Эдипова комплекса центральным является изображение родителей в виде устрашающей соединенной пары, сцепленной в насильственном совокуплении, которое разрушит как их самих, так и ребенка (Klein, 1932). Таким образом, комбинированные родители (или их органы) разрушают друг друга в мировой (для ребенка) катастрофе, ничего ему не оставляя; в то же время эта фигура захватывает и его вследствие его всемогущих фантазий, нацеленных против родителей, и подвергает его воздействию тех самых разрушительных сил, которые, как он верит, родители направляют друг на друга.

(4) Инвертированный Эдипов комплекс

Поскольку Кляйн анализировала очень маленьких детей, у нее была исключительная возможность показать, что Эдипов комплекс не является всего лишь любовью к родителю противоположного пола и ненавистью к родителю-сопернику одного с ребенком пола. Фактически она обнаружила очень смешанные чувства, и потому стала уделять особое внимание инвертированному Эдипову комплексу, когда маленькие девочки любят мать и идентифицируются с ней, а мальчики любят отца и идентифицируются с ним, исключая родителя противоположного пола. Такой подход согласуется с фрейдовским представлением о врожденной бисексуальности. Колебания между позитивным и инвертированным эдипальными комплексами приобретают для Кляйн все большее значение и в итоге начинают играть свою роль в развитии ею концепции депрессивной позиции.

Назад Вперед

Словарь кляйнианского психоанализа


"Словарь кляйнианского психоанализа" Р.Хиншелвуда является выдающимся по охвату и содержанию обзором психоаналитической теории школы Мелани Кляйн. Словарь включает в себя как базовые, классические понятия ("Супер-Эго", "депрессивная позиция", "проективная идентификация" и так далее), так и более современные концепции кляйнианских аналитиков ("психическое изменение", "патологическая организация"). Книга Р.Хиншелвуда переведена на многие языки и признана одним из лучших руководств по кляйнианскому психоанализу. Рекомендуется психоаналитикам, психотерапевтам, психологами и всем тем, кто интересуется психоанализом и историей психоаналитической мысли.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация