Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Роберт Хиншелвуд

Роберт Хиншелвуд
(Robert Hinshelwood)

Эдипов комплекс в теории М. Кляйн

Содержание:

Определение

Статья из книги Р. Д. Хиншелвуд «Словарь кляйнианского психоанализа». Перевод с английского З. Баблояна. Научная редакция И. Ю. Романова. М.: Когито-Центр, 2007 г. Статья опубликована с разрешения издательства Когито-Центр.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Теоретические следствия наблюдений Кляйн

Практические наблюдения Кляйн вели в нескольких направлениях:

(1) новый источник Супер-Эго;

(2) «вторичный» характер классических тревог, связанных с кастрацией и завистью к пенису;

(3) теория депрессивной позиции — утраты любимого объекта;

(4) несколько позднее самый оригинальный последователь Кляйн, Бион (Bion, 1962), развил важное понятие об объединении частичных объектов в пару, подобную паре контейнера с его содержимым.

Затруднение Кляйн заключалось в том, что ее клинические наблюдения за детьми имели далеко идущие последствия, которые противоречили клиническим наблюдениям психоаналитиков, занимающихся взрослыми пациентами. Всякий, кто оспаривал сделанные Фрейдом лично выводы, сталкивался с проблемой. В 1920-х годах психоаналитический мир не отличался толерантностью. Только в 1930-х Кляйн смогла разработать собственные теории, независимые от фрейдовских. К тому времени ее взгляд на тревогу и эдипальную ситуацию изменился, поскольку она включила фрейдовскую концепцию инстинкта смерти в свое понимание клинических данных, что привело ее к теории депрессивной позиции.

(1) Раннее Супер-Эго

Агрессия, возникшая на этих прегенитальных фазах комплекса, создает изначально запутанные отношения с первичными фигурами еще до вступления в силу генитальных импульсов. Эти сложные, двусмысленные и устрашающие фигуры, будучи интроецированными, становятся внутренними преследователями. Кляйн доказывала, что интернализованные версии родителей, атакующие Эго, безусловно являются феноменами той же категории, что и Супер-Эго, как его описал Фрейд. Следовательно, Супер-Эго также должно возникать в возрасте гораздо более раннем, чем указанный Фрейдом (в 1923 году), когда он обозначил Супер-Эго в качестве «преемника Эдипова комплекса» и тем самым — в качестве его главного итога. Соответственно, раннее происхождение Супер-Эго предполагает более раннее происхождение его предшественника — Эдипова комплекса. Кляйн была убеждена (поскольку это согласовывалось с открытыми ею прегенитальными фантазиями об эдипальной паре), что клинические факты демонстрируют возможность сохранения заданной Фрейдом общей последовательности событий, если мы отнесем ее всю к более раннему возрасту в развитии. Следуя своим наблюдениям, Кляйн обнаружила, что она относит появление как Супер-Эго, так и Эдипова комплекса ко все более и более раннему сроку. Сначала она держалась фрейдовской последовательности: Супер-Эго является результатом Эдипова комплекса. Однако (и это не согласуется с мнением Фрейда) процессы проработки Эдипова комплекса и формирования Супер-Эго не вполне строго следуют друг за другом, поскольку «анализ очень маленьких детей показал, что как только возникает Эдипов комплекс, они тут же начинают его прорабатывать и тем самым развивать Супер-Эго» (Klein, 1926, р. 133).

Затем, в конечном итоге, оба процесса оказались настолько рядоположенными на первом году жизни или около того, что Кляйн решилась расцепить их и сделать независимыми — в сущности, сдвигая возникновение Супер-Эго к самым первым моментам жизни.

(2) Кастрационная тревога и зависть к пенису

Кляйн прилагала максимум усилий для того, чтобы подтвердить все аспекты ситуации и тревоги, описанные в классической теории Эдипова комплекса, и постоянно заявляла, что ее открытие ранних фантазий служит всего лишь наполнением принятой теории. Поэтому она могла заявлять, что описываемые ею сильнейшие тревоги на глубоком уровне поддерживают устрашающий характер «ортодоксальных» тревог. Итак, кастрационная тревога укрепляется и умножается фантазиями мальчика о насильственном нападении на тело матери с целью уничтожения обитающего в нем пениса, и эти фантазии сопровождают страх увечащего возмездия, которое осуществляется подобным же образом и направлено на его собственный пенис. Зависть к пенису у маленькой девочки более очевидным образом соотносится с тревогой, описываемой Кляйн как результат нападения, которое девочка совершает на тело матери в качестве вместилища отцовского пениса и тех детей, которых он там вызвал к жизни. Зависть к пенису — концепция более узкая, чем кляйновские описания набора фантазий, осаждающих маленькую девочку.

Несмотря на заявление, что она наполняет теории Фрейда более подробными фантазиями, которые можно наблюдать, работая с детьми в период максимального развития Эдипова комплекса, фактически описываемые Кляйн тревоги не совпадают с теми, что описывал Фрейд. В 1920-х годах она описала новую тревогу — тревогу насильственного захвата материнского тела — и страх аналогичного возмездия, направленного на собственное тело ребенка. Однако ее преданность Фрейду требовала, чтобы она поддержала его взгляд на первичные тревоги, представляя результаты собственных изысканий в качестве базовых усилителей кастрационной тревоги и зависти к пенису.

(3) Утрата любимого объекта

Фрейд полагал, что эдипальные родители в конечном итоге должны быть оставлены и что эта утрата достигается так же, как и другие утраты (согласно его описанию 1917 года), путем интроекции объекта. В 1923 году он определяет появляющийся в результате внутренний объект как Супер-Эго. Однако к концу 1920-х годов, освоившись в дружественном окружении Британского психоаналитического общества, Кляйн обрела свободу, достаточную для того, чтобы позволить себе собственные теоретические заключения.

Внутренние объекты, остающиеся от эдипальных родителей, становятся, согласно Кляйн, важными психологическими фигурами, более важными, чем внешние, от которых, разумеется, эти внутренние и происходят. Она считала, что колебания между позитивным и негативным Эдиповыми комплексами в ходе развития ребенка порождают как любимые, так и ненавидимые внутренние объекты. Впоследствии любимые и ненавидимые фигуры сливаются, порождая внутренний объект (родителя), как любимого, так и ненавидимого. Это слияние любви с садистическими атаками приводит к возникновению особой констелляции аффектов, установок, объектных отношений, тревог и защит, которую Кляйн назвала депрессивной позицией.

Назад Вперед

Словарь кляйнианского психоанализа


"Словарь кляйнианского психоанализа" Р.Хиншелвуда является выдающимся по охвату и содержанию обзором психоаналитической теории школы Мелани Кляйн. Словарь включает в себя как базовые, классические понятия ("Супер-Эго", "депрессивная позиция", "проективная идентификация" и так далее), так и более современные концепции кляйнианских аналитиков ("психическое изменение", "патологическая организация"). Книга Р.Хиншелвуда переведена на многие языки и признана одним из лучших руководств по кляйнианскому психоанализу. Рекомендуется психоаналитикам, психотерапевтам, психологами и всем тем, кто интересуется психоанализом и историей психоаналитической мысли.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация