Ученые анализируют статистические образцы данных, проводят эксперименты и учатся на опыте других ученых. Недавнее исследование показало, что маленькие дети изучают мир вокруг них похожими способами, - так считает Alison Gopnik, изучающая детское обучение и развитие в Университете Калифорнии в Беркли (University of California at Berkeley).
В отличие от ученых, дошкольники не знают статистики, не продумывают план экспериментов и не участвуют в конференциях. Но исследование показало, что дети могут, к примеру, подсознательно усваивать статистические шаблоны и использовать эти знания для решения проблем.
В подкасте, выпущенном журналом Science, опубликовавшем ее статью, Gopnik описала простой эксперимент с машиной, которая светилась и проигрывала мелодию, когда на нее ставили тот или иной предмет. Один предмет включал огни и музыку в двух случаях из трех, другой – в двух из шести. В эксперименте участвовали двухлетние дети. Очевидно, что они не могли вычислить вероятность включения машины. Однако опытным путем дети определяли, какой из предметов «выгоднее». Прочие эксперименты показали, что дети способны принимать и более сложные решения.
Второе направление исследований, проводимое другой группой ученых, показало, что многие детские игры - это в действительности экспериментирование.
«В таких экспериментах, где детям нужно понять, скажем, как работает некая машина, наблюдая со стороны, мы видим, что дети просто непринужденно играют. Но эта игра оказывается проведением экспериментов, дающих им как раз ту информацию, которая нужна, – сказала Gopnik. – Обучение чему-либо вместо предоставления возможности исследовать это самостоятельно отбивает охоту к исследованиям и, следовательно, к новым самостоятельным выводам».
Результаты исследования применимы в дошкольном образовании, особенно в свете нынешних стремлений к его академичности, фокусировке на таких навыках, как чтение и арифметика.
«На мой взгляд, исследование показывает, что дети 2-4 лет обладают потрясающими познавательными способностями, – говорит Gopnik. – И они тренируют эти способности в играх, экспериментах, исследовании окружающего мира. Когда мы делаем дошкольное обучение более книжным, структурированным, похожим на школу, мы отталкиваем детей от настоящей научной и познавательной работы, к которой, оказывается, у них есть большие способности».
Cnews.ru, Пер.: PSYCHOL-OK.RU
* * *
«Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, усваивают нормы и правила социального поведения.
По сравнению со взрослым, мозг ребенка "не захламлен" лишней информацией, которая мешает смотреть на многие вещи по-другому(проще, с другого ракурса). И поскольку ребенок не знает свойств того или иного предмета, он начинает его изучать со всех сторон, доходя до новых открытий! Ведь чаще всего во всех исследованиях и экспериментах "ларчик просто открывался"!
Следует отметить, что за четыре года (от 2 до 6 лет) происходит не только развитие психических процессов, но и изменяется содержание самой игры. На первых этапах игровая деятельность ребенка в основном носит характер подражания действиям взрослого человека, никак не связанного с конкретной ситуацией, т. е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей. Позднее же игровая деятельность ребенка все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.»
«Безусловно, если бы человек не обладал «пытливым умом», не имел особенности познавать, экспериментировать, невозможно было бы выбраться из пещер, познавать мир, самих себя.
Но правда и в том, что зачастую в процессе неправильного воспитания ребенка, «пытливый ум» «упрощают», «уплощают» и отучают экспериментировать, познавать, мыслить творчески и свободно. Невнимательность к проявлениям любознательности ребенка, игнорирование его интересов со стороны родителей и воспитателей, навязывание готовых примитивных шаблонов в играх, запугивание в обращении с предметами («не делай так, сломаешь», «не трогай, упадет» и пр.), весьма неблагоприятно сказываются на интеллектуальном развитие ребенка, на его творческих и познавательных способностях.»
«Полностью согласна с Alison Gopnik. В процессе познания мира дети много наблюдают за родителями, за различными перемещениями предметов и возможными манипуляциями с этими предметами, пытаются сами исследовать и экспериментировать. В этом процессе познания и огромного количество информации, ребенку важна поддержка родителей, участие их в исследованиях, но не навязывание своих убеждений. Родитель должен обеспечивать безопасность ребенка в его исследованиях и экспериментах. Вводить в игру различные события, которые могут происходить в жизни. Например, применять ролевые игры, игрушки не обязательны. Достаточно иметь руки и включить фантазию. Обычно у детей богатая фантазия и родители лишь могут подключиться к игре ребенка, поддержать его интерес и способы реагирования, показать со своей стороны как можно еще осуществлять то, или иное действие.
Когда родители относятся к своему ребенку как к личности, знакомятся с ним и его миром, уважают его желания и придерживаются границ, тогда ребенок будет развивать познавательную деятельность и свои способности.»