Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Как похудеть? Часть 3: «Стереотипы в питании»

Не секрет, что ни все задумываются над тем как, что и почему едят то или иное, над своими привычками в еде. Питание для таких людей лежит вне сферы осознанности, а посему не может быть критически осмысленно и скорректировано с учетом реальной потребности, пользы, привлекательности, вкуса. В этом смысле не задумывающийся человек ест все подряд. Неудивительно, что со временем приобретает лишний вес и связанные с ним заболевания. Хорошо, если помимо таких приобретений к нему приходит понимание о необходимости что-то менять в питании, что то, как он ел ранее больше продолжаться не может.

Не задумывающийся человек также бездумно, а порой и просто безалаберно относится к питанию своих детей, формируя у них такие же стереотипы и привычки, обладателем которых является сам.

Стереотипы в питании, отношение к еде формируются с раннего детства. Различные продукты и блюда, способы их подачи родителями, способы кормления, отношение родителей к еде, отношение родителей к обучению процессу питания ребенка, - его ошибкам, неудачам и успехам и пр. - все это оставляет свой след в жизни ребенка, его питании и обращении с едой.

Родители могут сформировать у ребенка осознанное отношение к еде, сформировать стереотипы в питании, способствующие здоровью ребенка или наоборот - сформировать бездумное отношение к еде, ведущее к лишнему весу, болезням, снижению качества жизни и ранней смерти. Родители также могут передать негативную смысловую нагрузку, связанную с едой: еда как способ справляться со стрессом, еда как заполнитель внутренней душевной пустоты, алкоголь как средство в коммуникации и т.д.

С детства процесс питания может быть связан как с положительными эмоциями радости, удовольствия, так и с отрицательными переживаниями страха, вины, стыда, отвращения. Родители могут с пониманием относиться к вкусовым предпочтениям ребенка, через игру кормить ребенка, но могут и наоборот - ломать предпочтения, заставлять и угрожать, говоря, что могут вылить суп за шиворот, надеть тарелку с кашей на голову, оставить голодным и пр. или заставлять различными способами доедать до конца, пока тарелка не станет пустой, приучая тем самым ребенка ориентироваться ни на собственные сигналы сытости/голода, а на заполненность тарелки и убеждения типа «выбрасывать еду плохо» и тем самым чувствовать вину; «последние силы надо доедать» и тем самым испытывать страх быть слабым и пр.

Дети также приучаются к еде через пример родителей, - через то, как связана жизнь и досуг родителей с едой, как внутрисемейная коммуникация связана с едой. Например единственным семейным сбором - может быть вечерний ужин, когда мама, папа, дети - все за одним столом и вот оно ощущение целостной семьи, ощущение единства, которого может искать человек во взрослой жизни, наедаясь на ночь в процессе позднего ужина в кругу своей семьи.

Досуг родителей также может быть впитан детьми как естественный и нормальный. Если отец смотрит футбол, то он может вливать в себя литры пива. И если такое поведение норма в семье, то и ребенком это может быть воспринято как таковое. И сколько таких ассоциативных связей будет выработано: футбол - пиво, прогулка на природе - шашлыки, кинотеатр - попкорн, свидание - кафе и т.д. может прямо отразиться на избыточном весе ребенка в будущем, а порой и в настоящем.

Таким образом, задавшись целью сбросить лишний вес, необходимо внимательно исследовать свои стереотипы питания, свои привычки и предпочтения, - то, что, когда и как питаетесь. Очень важно обращать внимание на те чувства и ощущения, которые испытываете и получаете во время покупки продуктов, во время приготовления пищи, во время еды.

Часто бывает так, что человек, желающий похудеть ругает, стыдит, а порой и унижает себя в собственных глазах, если ест что-то «запретное» типа сладкого и калорийного. Или относиться к своему питанию с пренебрежением и гневом, отзываясь о приеме пищи как «пожрать»: «опять я нажралась сладкого».

Еще одним важным моментом, на который необходимо обратить внимание – это наполненность жизни интересной деятельностью. Переедание может быть причиной «пустоты» и безделья в жизни, отсутствия интересной и увлекательной жизни. При том, что человек может быть загружен работой, но которая ему не интересна и скучна. Еда тогда становится «заменителем» и «заполнителем» неинтересной, скучной жизни, где нет удовольствия, приятных переживаний и эмоций, мало радости.

Помимо этого, еда может служить средством «заглушения» тех или иных эмоций и чувств: гнева, раздражения, страха, вины, стыда, тревоги.


Все темы блога

, 15.05.2012

Как похудеть? Часть 2: «Сверхпотребление»

В современном мегаполисе человеку достаточно сложно удерживаться от потребления лишних калорий, ведь отовсюду идет сильная стимуляция желаний, в том числе и средствами рекламы.


Изменение через обучение

Почему не получается наладить личную жизнь? Почему отношения постоянно заканчиваются конфликтами, изменами? Почему семейные отношения похожи на ад? Почему во всех отношениях всегда плохо? На каком-то этапе приходит понимание, что...


Комментарии (1)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

 vladimir

  1, от: 21.5.12

Здравствуйте, Андрей. Наверное, у каждого психологического направления-своя религия. У гештальта-своя. С религией психоанализа перекликаются, к сожалению, только два последних абзаца третьей части. Со всем остальным согласен, но не как с проблемой лишнего веса. У Вас-человек пренебрегает телом. Психоанализ видит тело-как абсолютное продолжение психики. Поэтому, все, что делает тело-только во благо нарушенной психики. Полнота и похудение-защита от более опасных последствий, если нет альтернативы похудению и полноте. Это более опасные соскальзывания, по сравнению с которыми полнота и худоба-легкие издержки личности. Моя работа с клиентом начинается там, где Вы закончили третью часть. К сожалению, мне трудно оценить, как психологу другой школы. Но, приятно иметь иметь единомышленника по ремеслу. Спасибо.



1 

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация