Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Шандор Ференци

Шандор Ференци
(Sandor Ferenczi)

Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности

Содержание:

1. Шандор Ференци (П. С. Гуревич)

Часть 1

2. Технические трудности анализа истерии (1919)

3. Феномен "материализации" истерии (1919)

4. Попытка объяснения некоторых признаков (стигматов) истерии (1919)

5. Психоанализ случая истерической ипохондрии (1919)

6. Символика моста (1921)

7. Разработка "активной техники" психоанализа (1921)

8. Георг Гроддек: "Поиск души" (1921)

9. К психоанализу паралитического нарушения психики (1922)

10. Символика моста и легенда о Дон Жуане (1922)

11. Психе (душа) как сдерживающий фактор (1922)

12. "Массовая психология и эго-анализ" по Фрейду (1922)

13. Социальные элементы психоанализа (1922)

14. Опыт и примеры аналитической практики (1923)

15. Сон об "ученом новорожденном" (1923)

16. О форсированных фантазиях (1924)

17. К психоанализу сексуальных привычек (1925)

18. Критика активной техники психоанализа (1926)

19. Приветствие к 70-летию Зигмунда Фрейда (1926)

20. Проблема утверждения деструктивного отвращения (ненависти) (1926)

21. Нежданный ребенок и его стремление к смерти (1929)

22. Приспособление семьи к ребенку (1928)

23. Проблема завершения анализа (1928)

24. Эластичность техники психоанализа (1928)

25. Принцип релаксации и неокатарсис (1930)

26. Психоанализ детей применительно к взрослым (1931)

27. Влияние Фрейда на медицину (1933)

28. Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком (1933)

Часть 2

29. Опыт на основе теории гениталий (1924)

30. Онтогенетика

31. Филогенетика

32. Приложение и тенденции

Ференци Ш. "Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности". Под ред. П. С. Гуревича. Пер. с нем. Д.Г. Копелянский, Л. Сувойчик. М.: Nota Bene, 2003

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

14. Опыт и примеры аналитической практики
(1923)

«Сыновья портного»

Сравнительно с общим числом моих пациентов весьма высокий процент невротиков-мужчин, чьи отцы имели, так сказать, внушающую уважение «импозантную» профессию. Я уже отмечал, что проблема идеала отца в зависимости от его личности (это необходимое условие) особенно остра, если отец занимает высокое положение, на обладателей которого обычно переносятся его сыновние чувства (князья, педагоги, величины духовного сана, дельцы и т.д.). Вот почему, как мне представляется, так много несостоявшихся личностей среди непосредственных потомков выдающихся и гениальных людей. Добавлю, однако, что существуют профессии, не пользующиеся особым вниманием общества, но оставляющие неизгладимый след в духовной жизни ребенка. Таковы профессии, связанные с применением острых, режущих инструментов. В первую очередь это профессии портного, парикмахера, мясника, возможно, хирурга. В числе семи пациентов, которыми я занимаюсь, двое — сыновья портного. Оба испытывают невероятные приступы страха кастрации, что повлекло ослабление у них потенции.

 

«Материализация» «глобус истерикус»

В качестве примера истерической «материализации» (когда идея реализуется в пластике) я могу привести встречавшийся в моей практике «глобус истерикус». Я убежден, что это не проявление парестезии, а подлинная материализация. Сошлюсь на книгу Бернхейма «Гипнотизм, суггестия, психотерапия».

 

Особенности рассказа о сновидениях

Известно, что психоаналитик не должен напряженно слушать свободный рассказ пациента, а как бы «прислушиваться», оставляя «игровое пространство» подсознательной фантазии изложения. Как исключение из этого правила приведу пример рассказа больного о сновидениях, когда для меня были важны все детали, нюансы, последовательность изложения, словесная передача сновидения. При рассказе о сложных сновидениях я часто прошу больного повторить изложение, иногда и в третий раз.

 

Ужас при царапании стекла и пр.

Эти широко распространенные идиосинкразии доступны толкованию при анализе неврозов и невротиков. Мне в этом «помог» один пациент, у которого «мороз шел по коже», когда он чистил картофель. Очевидно, он подсознательно идентифицировал чистку этих «плодов земли» со сдиранием кожи, означавшим для него как активное (садизм), так и пассивное (мазохизм) наказание Талиона. Опираясь на практический опыт, я объясняю подобные явления детскими впечатлениями от раннего периода жизни, когда ребенок распространяет на неживое качества животных и людей. Резко дребезжащий звук при царапании стекла кажется ребенку болезненным криком при истязании. В детском представлении льняное полотно «кричит от боли», когда его рвут на части. Прикосновение к материалу с грубой поверхностью часто сопровождается испугом, вероятно, потому, что при прикосновении к шершавой ткани издается неприятный звук, вызывая воспоминание о чем-то грубом и ранящем. И, наоборот, поглаживание гладких и мягких предметов успокоительно воздействует на нервную ткань кожи.

Склонность к образованию таких идиосинкразий в большинстве случаев исходит от подсознательных фантазий кастрации. Но не исключено, что такие и аналогичные моменты связаны с эстетическим воздействием различных материалов и изделий.

 

К символике головы Медузы

Анализ снов и фантазий укрепил меня в мысли о том, что голова Медузы может толковаться как устрашающий символ женских гениталий, детали которых смещены «от низа к верху». Множество змей, кольцом венчающих голову, могут усилить ужасное впечатление, оказываемое на ребенка видом гениталий без пениса (кастрация). Полные ужаса и страха выпученные глаза Медузы имеют дополнительное значение эрекции.

 

Волнение при публичном выступлении и нарциссическое самолюбование

Установлено, что лица при публичных речах или выступлениях на сцене, на эстраде испытывают тормозящее их действия волнение («волнение рампы») и в эти моменты часто находятся в состоянии самонаблюдения (или самолюбования). Они слышат свой голос, замечают каждое свое движение и пр., ощущая раздвоение внимания от объективного интереса к сущности выступления и к субъективной оценке своего поведения на эстраде. Эта раздвоенность мешает обычному автоматизму процесса моторных, звуковых и речевых действий. Ошибочно полагать, что эти лица страдают от чрезмерной скромности; наоборот, их нарциссизм предъявляет огромные требования к форме и сути выступлений. Наряду с негативно-критическим наблюдением своей деятельности проявляется и позитивно-наивное, причем действующие лица в восторге от своей работы и полностью отвлекаются от содержания. Зачастую это симптом внутреннего сомнения в искренности представленного.

 

«Анальный полый пенис» у женщины

Один пациент-мужчина, будучи ребенком, представлял себе женские гениталии в виде висящей сзади трубки, способной принять и оттолкнуть пенис. Ребенок был доволен мыслью о том, что женщины могут иметь пенис.

 

Эротическое умывание и мастурбация

Я консультирую одну весьма интеллигентную пациентку, страдающую от ряда истерических и навязчивых неврозов. Самая мощная навязчивая идея состоит в ожидании сумасшествия; кроме того, она подвержена навязчивому (эротическому) умыванию. В течение многих лет, в том числе и после замужества, она была заядлой онанисткой. Но онанизм сопровождался угрызениями совести, поскольку ее мать пугала ее, тогда еще ребенка, что мастурбация доведет до сумасшествия. Нынешний невроз совпал с отказом от онанизма. Анализ ее сновидений убедил меня в том, что навязчивая идея сумасшествия была подосновой многих сексуально-извращенных фантазий, включавших эротические отношения с родителями или с их подменой. Не случайно она называет любимого сыночка «папочкой», а дочку (в приливе нежности) — «мамочкой». Примечательно, что свои умывания она варьировала, пока не достигла прежнего генитального удовлетворения. Она даже мастурбировала трубкой душа и натирала вульву жесткой щеткой. И совесть не угнетала: она ведь не онанирует, а только моется! Таким образом, блестяще подтвердилось предположение профессора Фрейда о том, что принудительно защитные меры против онанизма неэффективны, есть обходные пути для возвращения к онанизму.

Назад Вперед

Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности


Ученик, последователь и оппонент Зигмунда Фрейда - Шандор Ференци, инициатор Психоаналитического интернационала, автор "теории генитальности", которую специалисты считают блистательной, настаивал на "активном вмешательстве" в психический механизм пациента, запрещая суррогаты невротического сексуального удовлетворения, внимательно относясь к функциям телесности. С особой тщательностью врача-практика он описывает физиологические функции кишечника, мочеиспускательной системы, нервный тик, заикание, эрекцию и другие проявления человеческого организма, отражающиеся в его психике. Книга будет интересна и полезна как специалистам, так и читателям, интересующимся вопросами психоанализа.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация