Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Комаров К. Э.

Комаров К. Э.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Содержание:

1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения

Фрагмент книги Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис, 2009. – 224с. , глава 2 «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних».

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

2. Типы отклоняющегося поведения

Попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания об этапах возрастного развития, на конкретных примерах рассмотреть механизмы формирования наиболее часто встречающихся типов отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

2.1 Уходы из дома и бродяжничество

Бродяжничество — выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Встречается чаще всего в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Начиная с 14—15 лет, проявления уходов и бродяжничества постепенно сглаживаются. Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит от индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего и от факторов микросоциальной среды, его окружающей.

Существует определенная этапность формирования данного процесса.

Так, первый этап, часто кратковременный, — начало уходов из дома — обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах. Несовершеннолетний уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания, не идет на занятия в школу, а слоняется по улицам в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым установились конфликтные отношения, уходит из школы, где у него не установились товарищеские отношения.

В случае выявления факта первичного ухода из дома необходимо выяснить:

1. Что явилось причиной ухода.

2. Насколько внятно и четко ребенок помнит обстоятельства принятия им решения об уходе, обстоятельства самого ухода и события, которые происходили с ним далее.

3. Как ребенок вернулся домой — самостоятельно или был кем-то приведен.

4. Что думает несовершеннолетний о своем поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких условиях.

На основании полученных при опросе данных принимается решение о характере ухода и дальнейших действиях (см. далее).

Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов. Дети нередко уходят в одни и те же часы, идут по привычному маршруту, отдыхают и ночуют в одних и тех же местах. Часто уходы совершаются бездумно, без какого-либо осознанного плана. В происхождении уходов на этом этапе несомненна роль патологически повышенных влечений. Вместе с тем непреодолимого влечения к уходам на этом этапе нет. Многие случайные обстоятельства (приезд родственников, передача нового кинофильма по телевидению, какое-либо школьное событие) могут остановить подростка. Возможны более или менее длительные периоды отсутствия уходов из дома.

При повторном уходе из дома необходимо повышенное внимание к несовершеннолетнему, желательна консультация у специалиста-психолога, следует поставить в известность учителей школы, инспектора ПДН. Несомненно, каждый факт ухода должен быть предметом обсуждения с подростком и поводом для внимательного рассмотрения сложившейся вокруг него ситуации.

Во многих случаях вслед за описанным этапом наступает период обратного развития синдрома уходов, во время которого уходы становятся все более редкими, менее продолжительными, замещаются кратковременными обоснованными отлучками (встречи с товарищами, групповые походы в кинотеатры, турпоходы и т.п.). В данной ситуации нельзя говорить о какой-либо скрытой патологии психики подростка, а только о специфических индивидуально-личностных особенностях.

Значительно реже наступает третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап — истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер.

При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Неблагоприятное развитие ситуации обычно имеет место также в случаях, когда первые уходы носят необоснованный характер, будучи связаны с изменением настроения или неодолимым влечением. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование.

Все типы первых уходов или побегов можно разделить на реактивные (как реакция на внешнюю ситуацию), планируемые и немотивированные.

Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т.п.

У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний. Данный тип уходов можно проиллюстрировать следующим примером из практики:

Александр, 13,5 лет, импульсивен, подвижен, агрессивен. Матери нет, проживал в двухкомнатной квартире с отцом, подвергавшим сына телесным наказаниям. Постоянно убегал из дома. Отец сдал его в детский дом, однако Александр неоднократно убегал и оттуда. Во время побегов промышлял воровством. Причина задержания: вдвоем с другом в транспорте заметили девочку с хорошим мобильным телефоном, последовали за ней и в подъезде дома совершили разбойное нападение с применением холодного оружия (приставили нож к горлу) и кражу мобильною телефона.

В процессе беседы с психологом было выяснено, что впервые мальчик убежал из дома в возрасте 8—9 лет в состоянии сильного волнения после перенесенного наказания (воспоминания о том случае сохранились очень яркие). В дальнейшем при любом напряжении обстановки дома испытывал практически неодолимую тягу к тому, чтобы куда-нибудь уйти, несмотря на время суток и погоду. Любое давление, ограничение, контроль переносит болезненно, всячески стремится их избежать. Уходы стали для него привычной формой протестного поведения. При этом в ходе беседы подросток проявил достаточно высокий интеллектуальный уровень, развитое логическое мышление, хорошую сообразительность, высокие лидерские качества.

В связи со сложившимися обстоятельствами без принятия эффективных индивидуально-воспитательных мер представляется высоко вероятным попадание несовершеннолетнего правонарушителя в места лишения свободы и, учитывая индивидуально-психологические особенности, его окончательное становление на криминальный путь.

В качестве действенных коррекционных мер (помимо предусмотренных законодательством) предлагается два направления работы:

- работа с психологом детского центра на предмет изменения устоявшейся формы протестного поведения (бродяжничества) и коррекции системы ценностей;

- вовлечение в работу подросткового патриотического клуба для позитивного использования творческих способностей и лидерских качеств несовершеннолетнего.

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:

- случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

- телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

- предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка — приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов. Данный тип уходов и бродяжничества можно проиллюстрировать следующим примером:

Петр, 13 лет. Подросток задумчивый, увлекающийся, мечтательный, замкнутый. Воспитывает одна мама, работающая уборщицей. Мальчик бедно одет, нечистоплотен, прогуливает уроки, плохо учится, становится предметом насмешек со стороны одноклассников. С 10 лет начал уходить из дома. Сначала отлучки были краткосрочными, однако в дальнейшем стал пропадать на несколько суток. В последнем случае был снят сотрудниками милиции с поезда «Москва—Адлер». Свое поведение объясняет нежеланием учиться в школе, плохим настроением, желанием «посмотреть далекие страны».

В ходе беседы с психологом выяснено, что у подростка в школе возникает эмоциональный дискомфорт: чувство неполноценности, замкнутости, чувство стыда за свою мать. Ребенок хочет внешне ничем не отличаться от сверстников, у него возникает желание слиться с группой, но он не может выглядеть так же, как сверстники. Отсутствуют взаимная поддержка, свойственная подросткам в этом возрасте, помощь в случае нужды, эмоциональный комфорт в общении. Мальчик находится в другой социальной нише, чем его одноклассники. Подросток пытается и не может найти для себя референтную группу, поэтому часто прогуливает уроки, уходит из дома, фантазирует о «дальних странах». Он ищет общество, в котором ему будет комфортно, а это, чаще всего, асоциальные слои населения.

В качестве коррекционных мер предпринято следующее:

- по инициативе сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних проведено четыре сеанса индивидуальной работы с психологом районного детского центра для выявления причин и коррекции устоявшейся формы асоциального поведения — бродяжничества;

- после индивидуальной работы с психологом согласился посещать подростковую группу развития коммуникативных навыков в детском психологическом центре;

- по договоренности с тренером спортивной школы принят в секцию вольной борьбы, в группу начинающих;

- в детском центре проведено занятие по профориентации, оформлено ходатайство в Управу округа от ОВД в содействии по трудоустройству подростка;

- направлено ходатайство в Управу округа от ОВД по обеспечению ребенка летним отдыхом в лагере.

Результат: в течение последних шести месяцев ни одного факта ухода из дома не наблюдалось.

Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.

Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.

Иллюстрацией данного типа уходов может служить следующий пример.

Ирина, 10 лет, на момент собеседования замкнута, необщительна, с преобладающим негативным настроением. До 9 лет воспитывалась в благополучной, полной, обеспеченной семье, в любви и заботе. Родители погибают при трагических обстоятельствах. Девочку забирают на воспитание бабушка и дедушка. В это время девочка предпринимает попытку самоубийства, но ее вовремя находит бабушка. После стационарного лечения девочка возвращается к бабушке и дедушке. Отношения в семье теплые, добрые, обеспечена всем необходимым. Однако в школе стала замкнутой, в классе практически ни с кем не общается, на замечания учителей не реагирует, задания не выполняет, постоянно погружена в себя. Начала пропускать занятия, уходить на сутки и более из дома (дважды возвращалась к месту жительства сотрудниками милиции). Причину отлучек мотивированно объяснить не может, часто не помнит, где и как проводила время.

По просьбе инспектора ПДН Ирина была обследована психологом и вместе с бабушкой направлена на консультацию к психиатру районной поликлиники, где была поставлена на учет. В дальнейшем после применения фармакологических препаратов и курса психотерапии, направленного на проработку психологической травмы ребенка, уходов из дома не наблюдалось.

В данном случае причиной немотивированных уходов девочки из дома послужила психологическая травма, вызывавшая накопление у нее крайне высокого внутреннего напряжения. Выход этого напряжения и происходил в форме неконтролируемых действий — уходов. Именно такая форма неконтролируемого поведения (уходы) была вызвана, скорее всего, каким-то ранним жизненным опытом ребенка.

При всех вариантах немотивированных уходов в большинстве случаев дети уходят и бродяжничают одни, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты. Во время своих блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуют в случайных местах — на чердаках, в подвалах, подъездах. Иногда они возвращаются домой самостоятельно, но чаще приводятся милицией, посторонними лицами или родственниками. Слабая выраженность чувства голода, холода, усталости указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества тесно связан с патологией влечений и несовершеннолетние нуждаются в помощи психиатра.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

В связи с этим необходимо помнить, что бродяжничество часто связано с пограничными состояниями: слабо выраженными нервно-психическими расстройствами на грани нормы и психического отклонения. В этих случаях первые уходы чаще мотивированы, однако со временем, как правило, приобретают характер привычных действий, возникающих без психологически понятных мотивов. Поэтому в случае наличия информации о регулярном бродяжничестве несовершеннолетнего необходима консультация психиатра.

Таким образом, при взаимодействии сотрудника милиции с несовершеннолетним, склонным к бродяжничеству, работу можно выстроить в следующей последовательности:

  1. Установить контакт с несовершеннолетним, по внешним признакам составить его примерную характеристику и определить стратегию поведения, установить рамки общения (подробнее в главе III).
  2. Установить мотив и причины последнего ухода, основные мотивы и причины предыдущих уходов, оценить осознанность мотивов, эмоциональный фон принятия решения об уходе, отношение несовершеннолетнего к своим уходам.
  3. Выяснить систематичность повторения фактов ухода из дома (социального учреждения).
  4. Составить полное представление о том, чем занимался несовершеннолетний во время последнего ухода из дома (социального учреждения), оценить качество и эмоциональную насыщенность воспоминаний, выявить имеющиеся провалы в воспоминаниях.
  5. Оценить всеми возможными способами обстановку в ближайшем социальном окружении несовершеннолетнего.
  6. Сделать выводы относительно вида уходов, этапа развития процесса бродяжничества и принять решение о необходимости привлечения специалистов — психолога или психиатра.
  7. Сформировать и обсудить с несовершеннолетним дальнейший план совместных действий.
Назад Вперед

"Трудные" дети. Инструкция по взаимодействию


Методическое пособие призвано оказать помощь сотрудникам милиции в знакомстве с основами психологии несовершеннолетних, что необходимо в работе по профилактике их асоциального и криминального поведения, а также при создании условий для коррекции отклоняющегося поведения. В книгу включен как теоретический, так и сугубо практический материал, предназначенный для повседневного использования сотрудниками органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними. Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами из повседневной деятельности служб ПДН различных округов столицы и детских психологических центров. Практическая часть пособия содержит простые, но действенные методики работы. Пособие предназначено для широкого круга сотрудников органов внутренних дел, постоянно или эпизодически работающих с детьми и подростками.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация