Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Комаров К. Э.

Комаров К. Э.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Содержание:

1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения

Фрагмент книги Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис, 2009. – 224с. , глава 2 «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних».

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

2.4 Агрессивное поведение

Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту. Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На второй стадии возрастного развития детей уже можно разделить по способам проявления агрессии на несколько групп. Это зависит от врожденных особенностей нервной системы (темперамента) и условий воспитания.

Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» (ребенок — центр внимания семьи) или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость может быть следствием как недостатков воспитания, так и особенностей созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.

Ребенок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребенком редко общаются; ему скучно, и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».

Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывает других детей, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.

В дальнейшем любого несовершеннолетнего по характеру проявления агрессии в отклоняющемся поведении можно отнести к одной из перечисленных групп. Это позволяет в практической работе делать выводы о причинах подобного поведения и выбирать верную стратегию дальнейшего взаимодействия.

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями и педагогами удалось выявить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста. Это следующие причины.

1. Органические:

– минимальная мозговая дисфункция;

– травмы и инфекционные поражения головного мозга и т.д.

2. Наследственные:

– психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников;

– наличие выраженной тревожности  и гиперактивности у ребенка и др.

3. Социально-бытовые:

А) Неблагоприятные условия воспитания в семье:

– агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях;

– непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения;

– неоправданно-жесткий  родительский контроль;

– насилие в семье;

– конфликты между родителями;

– неприятие ребенка (безразличие, нетерпимость к факту существования ребенка).

Б) Неблагоприятная обстановка в школе:

– конфликты с одноклассниками;

– педагогически некомпетентное поведение преподавателей;

– чрезмерно высокая учебная нагрузка.

4. Ситуативные:

– ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;

– чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

– введение ограничений в поведение ребенка;

– переутомление;

– новизна, увеличивающая тревогу.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Так дети, воспитывающиеся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни, и в последующем лишившиеся даже видимости семьи, являющиеся «социальными сиротами», склонны к проявлению агрессии и жестокости. Пример подобной ситуации:

Двое несовершеннолетних Алексей (14 лет) и Виктор (13 лет) были задержаны за жестокое избиение подростка 13 лет. Выяснилось, что эти двое являются воспитанниками школы-интерната для детей-сирот, куда были помещены после лишения родителей-алкоголиков родительских прав. В ходе разбирательства выяснилось, что эти двое в течение длительного времени «развлекались», избивая воспитанников этой школы-интерната и других подростков, встречаемых ими за территорией заведения.

Проведенные беседы показали, что основными мотивами проявления жестокости были: «отомстить всем им…» и получение удовольствия от ощущения превосходства над жертвой.

На становление агрессивного поведения сильное влияние оказывает степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать—дитя».

Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением. Враждебность начинает формироваться на втором этапе развития с нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. В более поздние периоды развития пусковым механизмом начала формирования враждебности может также являться психологическая травма.

Дети учатся вести себя агрессивно, также наблюдая за поведением других людей, в том числе детей. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками дает им возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Однако дети, которые чрезвычайно агрессивны, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. И это является неким «естественным регулятором» уровня агрессивности в среде несовершеннолетних. Понятно, что для каждой группы будет свой «усредненный» уровень допустимой агрессивности, который устанавливается в зависимости от исходных качеств большинства участников группы, существующих традиций и правил. Но в группе, где изначальный уровень агрессивности ее членов высок, происходит взаимное усиление агрессивности. Вот пример раннего приобщения к агрессивному поведению из практики детского психолога:

Мальчик, 3 года, после двух месяцев посещения детского сада на детской площадке нанес несколько ударов металлической лопаткой другому ребенку. При вмешательстве взрослых несколько раз ударил свою бабушку, с которой вышел на прогулку. Ранее столь явных проявлений агрессии за ребенком не наблюдалось. Несмотря на примененное наказание, на следующий день ситуация повторилась с другим ребенком.

При изучении обстоятельств произошедшего выяснилось, что в группу детского сада, которую он посещает, неделю назад были приняты братья-близнецы 3,5 лет, отличающиеся высокой агрессивностью, постоянно дерущиеся между собой и с другими. Дети в группе отказывались играть с ними, что вызывало еще большие приступы агрессии.

Воспитатели жаловались на поведение братьев-близнецов, но их родители считали это нормой и в некотором роде такое поведение поощряли («…А в жизни иначе нельзя, за свой кусок драться надо»). В течение месяца родители и воспитатели стали отмечать повышение агрессивности всех детей группы и явное противостояние близнецов с остальными детьми, которое никак не удавалось преодолеть.

Через полтора месяца родители близнецов были вынуждены перевести их в другой детский сад.

Мощными факторами, провоцирующими агрессивность несовершеннолетних, являются некоторые особенности психики, такие как «трудный» темперамент, перенесенные травмы головы или инфекционные заболевания. С этими часто связаны неустойчивость нервно-психических процессов, затрудненность процессов торможения в ЦНС, повышенный тонус нервной системы, импульсивность. Вот характерный пример:

Лариса, 15 лет. Единственный ребенок в семье. Воспитывается матерью и отчимом. Отношения с родителями, со слов несовершеннолетней, плохие — частые конфликты (их причину не называет). Причина содержания в ЦВСНП (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) — неоднократные избиения сверстников.

В поведении — непредсказуемость реакций на внешние раздражители. Невозможно предугадать событие, которое вызовет у несовершеннолетней неадекватную реакцию. Наиболее часто наблюдаемая поведенческая реакция — внезапный уход в себя (по времени длился примерно от 30 минут до 2-х часов), когда несовершеннолетняя усаживалась на пол и не реагировала ни на спокойную речь, ни на крик, ни на какие-либо действия, происходящие возле нее. При прикосновении к ней — молча сбрасывала руку прикасающегося человека. Из такого состояния выходила внезапно, внешние причины, способствующие этому, также были непредсказуемы. За время пребывания в ЦВСНП (30 суток), никто из сотрудников (в том числе психологи) не смог найти к ней подход и установить более или менее доверительные отношения. Поведение коррекции не поддавалось.

При изучении анамнеза было выяснено, что в возрасте 4-х лет девочка перенесла сильную травму головы.

Таким образом, в возникновении и закреплении агрессивного поведения несовершеннолетних наиболее существенная роль принадлежит, в первую очередь, микросоциальным, семейно-неблагополучным факторам и во вторую очередь — индивидуально-личностным особенностям. «Социальное сиротство» формирует враждебное отношение к окружающему миру, что приводит к дисгармоничному формированию личности, вследствие чего возникают конфликты, неумение строить отношения, что в свою очередь вызывает агрессию как способ самоутверждения и разрешения конфликтов. Индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних являются лишь фоном, катализатором процессов формирования определенных поведенческих стереотипов.

В третьем и четвертом возрастных периодах агрессивное поведение чаще всего является либо формой защитной реакции, либо способом сброса внутреннего напряжения, либо устоявшимся поведенческим шаблоном. Во всех перечисленных случаях (за исключением случаев явного физического нападения) наиболее эффективна нейтральная позиция взрослого, на которого данное поведение направлено. То есть не пугаться агрессии и не отвечать на агрессию агрессией, а очень сдержанно, спокойно и уверенно объяснять несовершеннолетнему всю бесперспективность и ошибочность выбранного им способа поведения. Не допускать эмоций, быть логичным, терпеливым и непреклонным в своей позиции.

Назад Вперед

"Трудные" дети. Инструкция по взаимодействию


Методическое пособие призвано оказать помощь сотрудникам милиции в знакомстве с основами психологии несовершеннолетних, что необходимо в работе по профилактике их асоциального и криминального поведения, а также при создании условий для коррекции отклоняющегося поведения. В книгу включен как теоретический, так и сугубо практический материал, предназначенный для повседневного использования сотрудниками органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними. Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами из повседневной деятельности служб ПДН различных округов столицы и детских психологических центров. Практическая часть пособия содержит простые, но действенные методики работы. Пособие предназначено для широкого круга сотрудников органов внутренних дел, постоянно или эпизодически работающих с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация