Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Комаров К. Э.

Комаров К. Э.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Содержание:

1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения

Фрагмент книги Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис, 2009. – 224с. , глава 2 «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних».

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

2.7 Сознательное криминальное поведение и преступность несовершеннолетних

Сегодня преступность несовершеннолетних становится одной из самых серьезных проблем нашего общества. Если ранее организованными преступными сообществами и ворами-рецидивистами несовершеннолетние привлекались в основном для выполнения второстепенных ролей, как правило, пособников, то в настоящее время они являются исполнителями преступлений и активно осваивают общественно опасные виды деятельности, ранее бывшие исключительной прерогативой взрослых: разбойные нападения, вымогательства, торговля оружием и наркотиками, захват заложников и т.д. Преступность несовершеннолетних все чаще смыкается с экстремизмом и терроризмом.

По ряду признаков преступность несовершеннолетних отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений — подростки обычно чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. В то же время многие преступления подростки планируют заранее и в ряде случаев используют технические средства. Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, различная аудио-, видео- и другая аппаратура, мотоциклы, автомобили и другая техника, модная одежда, драгоценности, а также спиртные напитки и продукты питания (до 60—70% всех преступлений).

Насильственные преступления, совершенные подростками (особенно в группе), отличаются особой жестокостью и цинизмом. В группах совершается до 70—75% всех преступлений, причем нередко они носят внешне бессмысленный, вандалический характер. Это связано с возрастной спецификой формирования психики несовершеннолетних, с актуальностью потребности самоутверждения в группе путем исполнения ее внутренних требований, правил, традиций. При этом общая асоциальная направленность группы толкает ее участников к самовыражению и самоутверждению через максимальное противопоставление нормам общественной морали. А так как самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса — в подростковом и юношеском возрасте часто выступает как доминирующая потребность, то крайняя асоциальность поведения является своего рода доблестью, заслугой, позволяющей занимать более высокое место в групповой иерархии.

Многие неформальные объединения антисоциальной направленности отличаются стабильностью, некоторые их члены впоследствии вливаются в организованные преступные сообщества. Каждую вторую такую группу возглавляют лица, ранее совершившие преступления. А лидеры сообществ ведут широкую работу по подготовке «молодого пополнения». И это — давняя криминальная традиция. Вот как в 50—60-е годы прошлого века ворами-рецидивистами проводилась «вербовка» молодежи:

«… Воры очень заинтересованы в увеличении своих рядов за счет молодежи, они стремятся всемерно привлекать молодежь в «семью» воров, то есть разлагают неустойчивую часть молодежи. Привлечение в «воровскую семью» новичков считается большой заслугой и является даже одним из «законов» воровской касты. Так, например, заключенный вор-рецидивист Пинчарян М.С. сообщает, что приближение молодежи и разъяснение ей традиций и «благ» воровской жизни является обязанностью каждого вора, причем тем, кто отталкивает молодежь от воров, грозит смерть за подрыв основ воровской жизни…

…Заключенный Третьяков В.П., «вор в законе», заявил, что он за 25 лет своей воровской жизни «подготовил» не менее 20 воров из числа молодежи…

…Вот что рассказал Н.А. Белов, по кличке Слепой, о том, как он был вовлечен в воровскую жизнь. Сын ответственного работника Волховского района Ленинградской области, он долгое время жил дома без надлежащего надзора родителей, которые были постоянно заняты на службе.

Видя это, один из соседей занялся «воспитанием» мальчика, давал ему деньги на кино, поил пивом, водкой, а затем научил карманным кражам. Этот «воспитатель» оказался затаившимся вором-законником. Обработав 15-летнего мальчугана и совершив вместе с ним крупную кражу, вор увез его с собой в другой город. Так началась воровская жизнь Николая Белова. Мы встретились с ним 1956 году, когда ему было уже 22 года и он был признанным вором-рецидивистом с семилетним стажем.

Как же действует вор-рецидивист? Свое грязное дело разложения молодежи вор вершит, играя на низменных инстинктах и на склонности молодых людей к романтическим похождениям. Он рассказывает молодым людям всячески приукрашенные истории из жизни преступников, наделяя воров и грабителей героическими чертами. Он сводит молодых людей с женщинами легкого поведения, приучает их к употреблению спиртных напитков, водит их за свой счет в кино, обучает коммерческим играм в карты, дает взаймы деньги.

Опутав юношу таким образом и сделав его своим должником, вор ставит его перед необходимостью добывать деньги, чтобы рассчитаться с долгами и продолжать подобную разгульную жизнь. И вот, когда юноша зашел в тупик, вор берет его с собой «на дело» и начинает обучать воровским приемам, превращает его в своего подручного, в своего батрака…»

Сегодня методы и способы работы организованного криминала в молодежной среде претерпели некоторые изменения, но основа этой деятельности осталась прежней. Как характерный современный пример можно рассматривать уже всем известную историю создания «солнцевской» ОПГ.

В нашей стране социальные потрясения 1990-х гг. способствовали росту преступности несовершеннолетних. Вновь обострилась проблема детской беспризорности, особенно в местах межнациональных конфликтов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют группу риска, которую взрослые правонарушители вовлекают в преступную деятельность.

Основную часть несовершеннолетних преступников составляют лица мужского пола (90—95%). Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16—17 лет, но большинство из них еще до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера, употребляли спиртные напитки, убегали из дома, бродяжничали, рано начинали сексуальную жизнь.

Многие из девушек, осужденных к лишению свободы, выросли в неблагополучных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию, занимались проституцией и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией.

Криминальной активностью отличаются, прежде всего, несовершеннолетние, которые не учатся и не работают. Бесцельное времяпрепровождение формирует у подростков негативное отношение к любой трудовой и общественно полезной деятельности, нравственным нормам общества и к окружающему миру, от которого они постоянно ожидают агрессии и стремятся защититься с помощью насилия как основного способа самовыражения и самоутверждения.

Росту преступности несовершеннолетних во многом способствует уверенность правонарушителей в своей безнаказанности. Так, около половины несовершеннолетних правонарушителей получают отсрочку от уголовного наказания с учетом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в первые три месяца вновь совершают преступления. Несовершеннолетние, совершившие незначительные правонарушения, как правило, не предстают перед судом. Материалы на них передаются в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако около 50% таких подростков также совершают преступления вновь.

Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера. Акцентуации характера (усиление, заострение определенных психических свойств) и психические аномалии являются основными криминогенными факторами. Акцентуированные несовершеннолетние несут в себе повышенный риск преступного поведения, они более восприимчивы к негативным воздействиям социальной среды (неблагополучие в семье, асоциальное воспитание, влияние антисоциальных неформальных объединений и пр.).

Сверхактивные (гипертимные) несовершеннолетние, например, не умеют управлять уровнем своей активности. Они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий. У гипертимиков самая низкая доля преступлений против личности и самая высокая — против общественного порядка. Все акцентуанты, как правило, психически вменяемы. В то же время акцентуации характера часто сочетаются с аномалиями психики, которые еще более снижают сопротивляемость подростков к воздействию конфликтных ситуаций, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, ее адаптации к среде.

Одна из главных причин преступности несовершеннолетних — неблагополучие в семье, которое выражается не только и не столько в антисоциальном образе жизни родителей, сколько в отчуждении несовершеннолетних в семье с первых этапов развития личности. Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, которые связаны с психологическим отчуждением личности в детстве, лежат в основе мотивации многих преступлений. Психическая изоляция от эмоционально значимых контактов в семье (депривация) затрудняет усвоение подростком позитивных общественных ценностей и способствует восприятию негативных норм и представлений. В таких ситуациях подросток часто находит взаимопонимание в неформальных группах. Депривация характерна для воспитанников детских домов и других интернатных учреждений.

Формирование личности преступника может происходить и при наличии эмоциональной связи с родителями, когда именно они демонстрируют своим детям образцы противоправного и аморального поведения в обществе. Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, ориентированное не на нравственное становление личности, а на удовлетворение любых потребностей, капризов ребенка. Кроме того, необходимо учитывать, что:

– во втором периоде возрастного развития (2—7 лет) основная масса нарушений возникает в результате неправильного воспитания в семье — избыток или недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация и др., а также ошибок воспитательной работы в детском дошкольном учреждении;

– в третьем периоде возрастного развития (7—15 лет) нарушения начинаются, чаще всего, вследствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. У ребенка, испытывающего трудности в учебе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни, то есть подросткового негативизма. Затем уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, которые в дальнейшем закрепляются в антиобщественные формы поведения, переходящие в правонарушения и преступления.

Профилактика преступности несовершеннолетних должна быть в первую очередь сосредоточена на всесторонней экономической и социальной помощи семье, которая строится на основе взаимодействия органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты и др. Система профилактики должна быть направлена, прежде всего, на предупреждение самой возможности правонарушений путем создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности.

Одним из главных принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике преступности несовершеннолетних повсеместно должен быть индивидуальный подход к каждому подростку.

Одной из существенных мер профилактики преступности несовершеннолетних является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают.

В целях предупреждения противоправного поведения подростков важно также выявлять антисоциальные объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в ее разложении и разобщении, развенчании лидеров с помощью воспитательных и иных мер.

В нашей истории есть достаточное количество примеров блестящей психолого-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками, однако объемы данного пособия не позволяют останавливаться на этом подробнее. Материалы по этому вопросу находятся в свободном доступе и могут быть изучены самостоятельно. Особое внимание хотелось бы обратить на работы выдающегося советского педагога А.С. Макаренко и опыт создателя сети подростковых клубов «Самбо-70» Д.Л. Рудмана.

Назад

"Трудные" дети. Инструкция по взаимодействию


Методическое пособие призвано оказать помощь сотрудникам милиции в знакомстве с основами психологии несовершеннолетних, что необходимо в работе по профилактике их асоциального и криминального поведения, а также при создании условий для коррекции отклоняющегося поведения. В книгу включен как теоретический, так и сугубо практический материал, предназначенный для повседневного использования сотрудниками органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними. Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами из повседневной деятельности служб ПДН различных округов столицы и детских психологических центров. Практическая часть пособия содержит простые, но действенные методики работы. Пособие предназначено для широкого круга сотрудников органов внутренних дел, постоянно или эпизодически работающих с детьми и подростками.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация