Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Комаров К. Э.

Комаров К. Э.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних

Содержание:

1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения

Фрагмент книги Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис, 2009. – 224с. , глава 2 «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних».

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

2.2 Зависимости: алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания и др.

Под синдромом зависимости обычно подразумевается сочетание физиологических и психологических явлений, при которых употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, токсические вещества) либо определенные действия, вызывающие активную выработку в организме человека психоактивных веществ (азартная игра; ситуации, связанные с высоким риском и др.), начинают занимать в жизни и системе ценностей конкретного человека ведущее значение.

Основная характеристика многочисленных симптомов любой зависимости — возникновение потребности, часто очень сильной и неодолимой. Это импульсивное, неконтролируемое человеком влечение. Мотивы влечения не осознаются, человек не сопротивляется ему до тех пор, пока не получит удовлетворения при употреблении психоактивных средств либо совершении некоторых действий (игра, экстрим и др.). Осознание наступления зависимости приходит позже, при попытке прекращения приема психоактивного средства либо прекращения игры.

Известен эксперимент, когда подопытной крысе в мозг, в «центр удовольствия», вживляли электрод, который приводился в действие нажатием педальки. При нажатии на педаль крыса получала удовольствие. Через несколько дней крыса умирала от истощения при наличии корма и воды, так как не могла оторваться от процесса получения удовольствия для еды и сна. Так и человек, попавший в какую-либо зависимость, стоит на пути к саморазрушению. Чем сильнее зависимость, тем быстрее происходит разрушение психики и организма в целом.

Вещества, оказывающие действие на центральную нервную систему человека и способные вызывать зависимость, называют психоактивными. Это алкоголь, разнообразные наркотики, токсические вещества. Очень важно знать, что психоактивные вещества не сами непосредственно вызывают удовольствие, а заставляют организм резко изменять свою нервно-психическую активность.

По воздействию на организм человека психоактивные вещества можно разделить на три основные группы:

- галлюциногены — вызывают различного рода галлюцинации (ЛСД, мескалин, псилоцибин и др.);

- стимуляторы — повышают активность центров позитивных эмоций головного мозга (эфедрины, амфетамины, кокаин и др.);

- седативные (успокоительные) — блокируют работу центров негативных эмоций головного мозга (барбитураты; производные мака — опий, морфий, героин, кодеин; производные конопли — марихуана, гашиш, анаша и др.).

Сейчас из ряда психоактивных веществ особо не выделяют алкоголь, так как по своему действию на нервную систему он принципиально не отличается от других психотропных средств. Алкоголь затрудняет прохождение нервных импульсов по нейронам, в результате чего затормаживаются реакции человека.

По происхождению психоактивные вещества можно разделить на растительные (опий, кокаин, марихуана и др.) и синтетические (амфетамины, барбитураты, ЛСД и др.). Также к психоактивным веществам необходимо отнести различные лекарственные препараты (наркологические, нейролептики) и многие другие химические вещества, в том числе бытовую химию.

Необходимо понимать механизм формирования любой зависимости. В нормально функционирующем человеческом организме постоянно происходит выработка эндогенных опиоидов — химических веществ, обладающих наркотическим действием и влияющих на поддержание баланса между старт- и стоп-зонами головного мозга, то есть баланса между системами «наказания» (отрицательные эмоции) и «удовольствия» (положительные эмоции). Учитывая, что подавляющее большинство биологических процессов в организме подвержено биоритмологической регуляции, каждый человек даже без видимых и очевидных причин испытывает периоды приподнятого или угнетенного настроения. В первом случае это может быть результатом повышенной продукции эндогенных опиоидов, во втором — следствием снижения интенсивности их выработки.

Определенное число людей становятся алкоголиками или наркоманами именно потому, что в период длительной депрессии, вызванной внутренними (биологическими) или внешними (социальными) причинами, они пробовали бороться с этим состоянием приемом дозы наркотика, алкоголя, психостимулятора, воспользовались каким-либо иным психотропным средством или предприняли действия, вызывающие сильное повышение гормонального фона организма (азартная игра, ситуации высокого риска и др.). В этом случае естественный недостаток эндогенных опиоидов возмещается вводимым извне веществом, причем в дозе, в сотни или тысячи раз превышающей объем естественной выработки этих веществ. Мощное эйфоризирующее действие психоактивного вещества резко сдвигает баланс эмоционального состояния в сторону позитивной эмоции. Человек хорошо запоминает свои ощущения, но эти изменения хорошо «запоминает» и система эмоциональных центров. При дальнейшем приеме психоактивного вещества возможно уменьшение либо полное прекращение самостоятельной выработки организмом эндогенных опиоидов, что приводит к существенной (а часто и безвозвратной) физиологической перестройке всего организма.

Развитие любой зависимости проходит три стадии. Продолжительность каждой стадии определяется многими факторами:

- характером психоактивного вещества;

- способами его введения в организм (внутривенно, внутримышечно, через органы дыхания и пищеварения);

- индивидуальными особенностями (возраст, пол, исходное состояние физического и психического здоровья, особенности нервной системы);

- социальным окружением, семейной обстановкой;

- возможностью заболеваний (СПИД, гепатит и т.п.) и др.

Стадия 1 — стадия психического влечения к психоактивному веществу. Она начинается с исследовательского этапа. Для этого этапа характерны:

- естественное любопытство, «желание просто попробовать»;

- активный поиск новых видов «кайфа»;

- неумение сказать «нет»;

- попадание под влияние различных мифов о химических веществах;

- страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»;

- неосознанное (или осознанное) желание убежать от сложностей жизни;

- равнодушное отношение к себе и своей жизни, «пофигизм» как мировоззрение;

- скука и, соответственно, желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;

- незнание фактического действия наркотиков на психику и организм человека;

- необычайно высокий пик ощущений в организме, «кайф», связанный с тем, что первые дозы психоактивного вещества вызывают резкий сбой нейрохимического баланса головного мозга.

Далее следует этап удовольствия. Процесс приема психоактивного вещества начинает нравиться. Для этого этапа характерны:

- осознанное желание получать «кайф» при помощи наркотика;

- планирование употребления;

- поиск разумных оправданий употребления;

- поиск «подходящей» компании;

- наркотики становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;

- наркотики начинают использоваться как:

- средство против «комплексов»,
- «лекарство» от стресса,
- способ общения,
- «спутник» сексуальных отношений;

- рост требуемой для получения нужных ощущений дозы;

- формирование особой «тусовки»: свой вид наркотиков, своя музыка, стиль одежды, юмор.

Закон дозы: если человек продолжает употреблять вещества, изменяющие состояние сознания (наркотики), он постепенно для получения того же эйфорического или другого эффекта переходит с меньших доз на большие и с менее сильных веществ на более сильные. Это происходит потому, что повышается толерантность, то есть переносимость препарата, организм адаптируется ко все возрастающим дозам.

У наркоманов, например, постепенно утрачивается чувство эйфории, желанной легкости, оно заменяется тяжелым сумрачным настроением и беспокойным сном с устрашающими видениями. Алкоголики нуждаются в меньших дозах, но в более частом употреблении. На последующих стадиях это приводит наркоманов к переходу на «сильные» наркотики либо совмещению приема двух и более веществ. Продолжительность жизни при употреблении сильных наркотиков обычно составляет от 2 до 5 лет. Зависимые погибают от передозировки наркотических препаратов, несчастных случаев, суицидов. Начавшие принимать «сильные» наркотики в юношеском возрасте редко доживают до 20—25 лет.

В результате регулярного употребления психоактивных веществ на первой стадии возникает синдром психической зависимости от препарата. Психическая зависимость — это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Это связано с тем, что на данной стадии прием психоактивных веществ позволяет несовершеннолетнему на какое-то время уйти от серой повседневности в гораздо более яркий мир грез, фантазий, видений, ощутить состояние легкости и свободы, получить кратковременное избавление от трудностей, проблем и всего того, с чем связана повседневная жизнь.

В ряде случаев первичное употребление психотропного вещества (например, героина) вначале может вызывать тошноту, рвоту, головокружение, бледность, плохое общее самочувствие. Однако предлагающими «старшими товарищами» это расценивается как необходимый элемент приобщения к «избранным», к «взрослым», к определенной группе. После второго-третьего употребления сформировавшегося устойчивого влечения еще нет, и здесь с наибольшей силой проявляет себя социальная составляющая механизма формирования зависимостей. На этой стадии влечение еще может быть подавлено волевыми усилиями самого человека, тем более при помощи и содействии.

Необходимо знать, что сильная психологическая зависимость может возникать уже после первого приема эфедринов, 2—3 приемов героина, 10—12 приемов морфина.

Выделяют два типа психологической зависимости:

А) позитивный — препарат применяется для достижения и поддержания субъективно приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения); следует отметить, что позитивная психологическая зависимость наблюдается только на начальных этапах развития зависимости;

Б) негативный — препарат необходим, чтобы избавиться от пониженного настроения и плохого самочувствия. Отказ от приема или невозможность по каким-либо причинам повторного употребления препарата сопровождается изменением настроения, развитием депрессивных состояний, навязчивым желанием ввести повторную дозу; подросток неразговорчив, угрюм, подавлен. В то же время даже разговор о наркотике для него приятен, вызывает оживление, желание сделать все, чтобы раздобыть желанный препарат.

При негативной психологической зависимости могут наблюдаться расстройства настроения и сна, раздражительность, повышенная утомляемость, нарушение концентрации внимания и координации движений, скачки артериального давления и температуры тела.

Стадия 2 — наркоманическая. Характеризуется постепенным формированием физической зависимости от психоактивного вещества. Под физической зависимостью понимается адаптивное состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами. Организм адаптируется к приему психоактивных веществ, наркотик как бы «вплетается» в обмен веществ, и прекращение приема психоактивного вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройствам, порождающим синдром абстиненции. Абстинентный синдром (на жаргоне наркоманов — «ломка», у алкоголиков — похмелье) представляет собой крайне выраженный болевой синдром с расстройством соматических функций (сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, дыхательные нарушения) вплоть до эпилептиформных (похожих на эпилепсию) судорожных припадков. Тяжесть абстиненции в психической сфере также различна: от легкого беспокойства и тревожности до глубоких расстройств психики с нарушениями сознания. Преобладающим состоянием психики становится депрессия. Тяжесть абстиненции зависит от срока употребления вещества и индивидуальных особенностей организма. С появлением абстиненции достаточно быстро изменяется характер привычного злоупотребления, так как добавляется постоянное состояние страха перед возможной «ломкой».

Наркоманическая стадия начинается с этапа возникновения и роста проблем, для которого характерны:

  • проблемы со здоровьем (похмелье, «ломка», неприятные ощущения после употребления, инфекционные заболевания): «Сначала ищешь наркотик, чтобы было хорошо, а потом — чтобы не было так плохо»;
  • потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);
  • неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях);
  • скандалы в семье;
  • проблемы с учебой, неприятности в школе;
  • финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);
  • конфликты с друзьями;
  • основной круг общения — те, кто употребляет наркотики;
  • конфликты с законом, приводы в милицию.

На данном этапе зависимости личностные качества несовершеннолетнего уплощаются, поведение становится устойчиво асоциальным (воровство) с предпочтением проводить время в «своей компании». Как правило, там процветают агрессивность, хулиганство, половая распущенность, склонность к уходу из дома и бродяжничество. Зависимый в течение нескольких недель или месяцев резко худеет, слабеет физически, его кожа становится сухой и бледной, часто возникают ознобы, расстраиваются сон и аппетит.

Возникающие проблемы служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы. Причина и следствие переплетаются. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов.

Необходимо отметить, что ряд веществ (амфетамины, кокаин и др.) практически не вызывают физической зависимости и формируют зависимость только на психологическом уровне. Происходящие с зависимым изменения являются следствием психической и физической усталости, истощения организма. Так, систематический прием амфетаминов или кокаина способствует нарушению сна и аппетита, ведет к быстрому расходованию ресурсов организма вследствие его перенапряжения. В результате наступают опустошенность, глубокая усталость, потребность в длительном сне.

Стадия 3 —развитие соматической патологии. Для этой стадии характерны:

  • употребление ради употребления;
  • постоянная потребность в наркотике;
  • использование крайних средств в поисках дозы;
  • разрушение нравственных ценностей;
  • апатия и нежелание жить, утрата смысла существования;
  • попытки самоубийства;
  • серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;
  • разрыв с семьей, друзьями, обществом.

На данном этапе введение психоактивного вещества не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием препарата необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Кроме психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатии, слабости) формируются также соматические дефекты в виде перерождения сердечной мышцы, атрофических изменений половых органов, изменений в ЦНС (нарушения структуры нервных клеток, в особенности нейронов коры больших полушарий). Как правило, наблюдается общее истощение. Смертельные исходы в основном связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, присоединившейся инфекцией, передозировкой. Количество вещества, требуемое для возвращения мозга к нормальному функционированию, становится критическим для жизнедеятельности организма в целом.

Завершают цикл патологических изменений в организме полная физическая зависимость от наркотика и органические изменения органов и тканей. Таким образом, несмотря на различие в химическом строении, все вещества, вызывающие формирование зависимости, имеют сходную этапность развития патологических процессов в организме человека.

Каковы же мотивы, по которым начинается и поддерживается на первой стадии зависимое поведение?

Существуют несколько моделей зависимого поведения:

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, достижения расслабления: человеку хочется успокоиться, забыться, уйти от неприглядной действительности, от сложных жизненных проблем.

Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень внутреннего психического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью. Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для коррекции эмоционального состояния: снижения уровня тревоги, депрессии, апатии. Употребление психоактивных веществ используется как способ самолечения на начальных этапах развития эмоциональных расстройств.

Коммуникативная модель. Данная модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в себе. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активирующая модель. В ряде случаев подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, неуверенные в своих силах и возможностях, пытаются достичь уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

Гедонистическая модель. Психоактивные вещества употребляют также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта. Стремление подростков уйти в фантазийный, галлюцинаторный мир с целью пережить состояние эйфории может привести к формированию болезненного пристрастия.

Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все». Стремление подростков подражать, быть принятыми группой, самоутвердиться в группе — все это может быть причиной употребления психоактивных веществ. В большей степени эта модель характерна для высоковнушаемых, тревожно-мнительных подростков, которые слепо подражают своим лидерам, некритически перенимают все правила поведения группы.

Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности. Чтобы привлечь внимание и завоевать авторитет, демонстративные подростки употребляют наркотики или алкоголь.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе и дома могут выступать как повод для протестного поведения подростков, выражающегося, в том числе, и в употреблении психоактивных веществ.

Но почему же одни люди не склонны к зависимости, другие «сгорают» очень быстро, третьи борются с собой всю жизнь?

Дело в том, что на формирование зависимости оказывает влияние целый комплекс причин. Сюда входят и генетически обусловленные особенности психики (в том числе и темперамент), и особенности личности, сформировавшиеся в ходе возрастного развития, и жизненный опыт, и социальные условия, в которых живет человек, и многое, многое другое. Так, например, неустойчивость протекания психических процессов, высокая возбудимость, слабость процессов торможения, заостренность отдельных черт характера, скрытые патологические процессы в психике — все это благодатная почва, на которой при определенных условиях может сформироваться зависимость. А социальные условия, окружение, в котором растет несовершеннолетний, являются провоцирующим фактором, который запускает сам процесс развития зависимости.

Если обратиться к этапам возрастного развития, то сформировавшееся на первом этапе (до 2 лет) возрастного развития базовое недоверие к миру создает постоянное высокое внутреннее напряжение у ребенка, которое может быть временно снижено с помощью психоактивных веществ. Испытав быстрое получение облегчения от приема алкоголя либо наркотиков, сильный эмоциональный подъем, эйфорию, необычные ощущения, несовершеннолетний выбирает этот способ сброса напряжения и постепенно попадает от него в зависимость. Также известны случаи, когда в возрасте до года родители прививали младенцу какую-либо зависимость, подмешивая в молоко психоактивные вещества (в том числе и спиртосодержащие продукты). В этих случаях человек получал хроническую зависимость уже с младенчества и не мог избавиться от нее до конца жизни.

На втором этапе (до 7 лет) развития закладывается основа волевых качеств и самостоятельности личности. При нарушениях в данной сфере ребенок становится ведомым, внутренне слабым, легко подпадающим под влияние, неспособным бороться, преодолевать трудности. Это — благодатная почва для вовлечения под различными предлогами в злоупотребление психоактивными веществами. Такие личностные особенности способствуют тому, что в сложных жизненных ситуациях человек избегает борьбы и пытается уйти от трудностей. А один из наиболее распространенных способов ухода — это уход в различного рода зависимости.

На третьем этапе (до 16 лет) развития во многом закладываются ценностные ориентиры личности, нормы общественной морали и общественных взаимоотношений. Нарушения в ценностной сфере выливаются в асоциальное поведение, конфликты, формирование и закрепление акцентуированных (заостренных) черт характера. А это, в свою очередь, также ведет к употреблению психоактивных веществ как способу занять соответствующее место в референтной группе, уйти от «враждебной» действительности, противопоставить себя обществу, самоутвердиться в глазах значимого окружения.

Вот характерный пример того, как происходит наложение неблагоприятных условий развития на втором и третьем этапах на врожденную неуравновешенность психических процессов:

Семен, 14 лет. Семья: мать — продавец в магазине продуктов, отец — строитель.

Родители в разводе, развелись, когда мальчику было 6 лет. У отца новая семья. Когда Семену было 12 лет, мать повторно вышла замуж. За любые провинности отчим бьет ребенка, также в качестве наказания отправляет его жить к бабушке (мать матери). Бабушке 73 года, на пенсии (не работает), иногда злоупотребляет спиртными напитками.

Подросток большую часть времени проводит на улице с друзьями, которые старше его на 3—4 года. С 12 лет курит, употребляет спиртные напитки. Когда живет у бабушки, часто не приходит ночевать домой. В поведении агрессивен, конфликтен, неуравновешен. Жалобы учителей на поведение, неуспеваемость, постоянные прогулы. Неоднократные приводы в милицию за распитие спиртных налитков в общественных местах. Состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Последний раз был задержан за употребление наркотиков.

По рассказам матери, Семен с детства был легко возбудимым ребенком, отличался высокой общей активностью и интенсивностью реакций, нерегулярностью суточного ритма, преобладанием негативного настроения (по описанию — «трудный» темперамент).

В ходе беседы с подростком у него наблюдается повышенное физическое и психическое напряжение, непроизвольная двигательная активность, тремор рук. Внимание рассеяно, мыслительный процесс идет скачкообразно. На контакт не идет, проявляет высокую вербальную агрессивность.

В данном случае видно, что прием психоактивных веществ дает несовершеннолетнему возможность сбросить постоянно накапливающееся внутреннее напряжение, причиной которого являются особенности его психики. При этом социальное окружение провоцирует накопление напряжения и предоставляет образцы поведения (агрессия) и способы (алкоголь, наркотики) для освобождения от него.

Примерно с 12 лет большое значение для подростков приобретают те знания по проблеме зависимостей, которую они могут получить в своем окружении. Очень часто оказывается, что к моменту столкновения с алкоголем или наркотиками несовершеннолетний не имеет не только своего собственного мнения по данному вопросу, но и каких-либо знаний по проблеме зависимостей вообще. Приведем пример проведенного в 2006 году социологического опроса несовершеннолетних по проблеме наркомании:

Школьники российских городов на вопрос: «Как вы думаете, зачем люди употребляют алкоголь, наркотики?» — дали следующий перечень ответов:

– для кайфа;
– от горя;
– так легче общаться;
– чтобы было хорошо;
– чтобы было весело;
– забыться;
– чтобы быть взрослее и «круче»;
– просто чтобы испытать, что-то такое;
– уйти от боли;
– за компанию;
– чтобы расслабиться;
– для смелости;
– для энергии;
– чтобы уйти в другие миры.

На вопрос же: «Почему люди не употребляют наркотические вещества?» — отвечали значительно «скромнее»:

– они боятся за свою жизнь, здоровье;
– они боятся проблем, родителей и милиции;
– у них есть принципы и убеждения;
– просто они не дураки же — убивать себя;
– иногда этого не делают, потому что нет денег — но это временно...

Приведем предпосылки формирования зависимостей у несовершеннолетних, которые необходимо выявлять и учитывать в ходе профилактической работы:

Медицинские предпосылки:

  • патология беременности и осложненные роды;
  • тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте;
  • сотрясение головного мозга (особенно неоднократное).

Личностные предпосылки:

  • врожденные особенности психики;
  • эмоциональная незрелость;
  • низкий самоконтроль;
  • неадекватная самооценка;
  • склонность к регрессивному поведению (возвращение к более ранним формам поведения чаще всего в ситуациях стресса);
  • низкая устойчивость к стрессу;
  • слабые адаптационные способности;
  • отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с ближайшим окружением, с лицами противоположного пола;
  • особенности воспитания;
  • в целом низкий уровень жизненной компетенции.

Социальные предпосылки: чаще всего трудности в семье и школе в условиях неорганизованного свободного времени. При более подробном рассмотрении в них можно выделить объективные и субъективные факторы риска формирования зависимого поведения:

А) Объективные факторы.

Экономическое/социальное неблагополучие. У детей из социально неблагополучных, неполных семей, социально изолированных, не имеющих братьев и сестер, живущих в неблагоприятных жилищных условиях, род занятий родителей которых малопрестижен (или они безработные), больше шансов злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

Общественная неустроенность. Районы с высоким уровнем преступности (где расположены вокзалы, общежития и т.п., в которых часто меняются жильцы) способствуют разобщенности людей, создают криминальную обстановку и условия для распространения алкоголизма и наркомании.

Переводы и частые переезды. Переводы подростков из школы в школу сопровождаются ростом употребления алкоголя. Частые перемены местожительства также оказывают отрицательное влияние.

Доступность алкоголя и наркотиков. Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, обнаружены и более высокие показатели их употребления.

Б) Субъективные факторы.

Семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитываемые в семьях с «алкогольными традициями», подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль играют как генетические причины, так и окружение. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в другой семье, усыновившей их, подвергаются риску стать алкоголиками в 2—4 раза больше, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях.

Неумелое воспитание и его патологические формы. Для подростка существует повышенный риск скатиться в наркоманию или алкоголизм в семьях, где родители:

– постоянно заняты;
– не устанавливают четких норм поведения;
– используют вид искаженного воспитания типа гипоопеки (когда дети предоставлены самим себе);
– непоследовательны в воспитании, когда за один и тот же поступок ребенка могут и похвалить и наказать;
– придерживаются жесткого стиля воспитания или, наоборот, гиперопеки (когда ребенок воспитывается в «оранжерейных» условиях);
– создают для ребенка легкий и неконтролируемый доступ к деньгам, и он не осознает, как они достаются.

Антисоциальное поведение и гиперактивность. Этот фактор риска главным образом актуален для мальчиков в возрасте 5—7 лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, существует большая вероятность того, что в юности у них будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками (см. предыдущий пример).

Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему. В семьях, где родители, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют, при этом еще и приобщая детей, риск стать алкоголиками и наркоманами резко возрастает.

Неуспеваемость. Неудачи в учебе, начиная с 5—6 класса, усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, иными психоактивными веществами.

Отсутствие желания продолжать обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам.

Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска. Если друзья выпивают — это сильный аргумент в пользу того, что подросток, возможно, злоупотребляет алкоголем.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Когда дети считают, что от спиртного нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики.

Исследования показали, что сочетание факторов риска дает геометрически прогрессирующий эффект. Например, при наличии двух факторов риска опасность возникновения неблагополучного поведения возрастает приблизительно в четыре раза. Когда налицо четыре фактора, риск злоупотребления психоактивными веществами возрастает в 10 раз.

Однако присутствие данных факторов в жизни несовершеннолетнего вовсе не обязательно приводит к формированию зависимости. Некоторые дети не употребляют наркотики и алкоголь, даже когда подвергаются воздействию многих факторов риска. Исследования показывают, что от этого их удерживает целый ряд защитных факторов:

– чувство юмора;
– внутренний самоконтроль, целеустремленность;
– успешное овладение необходимыми навыками в принятии решений;
– ценность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток, и учитель);
– уважение законов и норм общества, школы, общины, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков, позитивные убеждения и нравственные ценности;
– любовь, забота, доверительные отношения в семье, крепкая связь с родителями;
– обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежд;
– возможность активного участия в деятельности какой-либо социальной группы (школьного класса, коллектива спортивной секции, подросткового клуба и др.);
– наличие обязанностей и успешность их выполнения;
– признание и одобрение правильных действий со стороны сверстников и взрослых;
– интерес к учебе, духовному росту;
– увлечения;
– интерес к религии.

В настоящее время в России уменьшается так называемая «алкогольная популяция» и формируется новая — «наркотическая». По официальным сведениям, на учете в наркологических службах находится примерно 80 тысяч наркоманов, но «подводная» часть наркологического «айсберга» более чем в 10 раз превышает эту цифру. Следовательно, около миллиона наших граждан употребляют наркосодержащие вещества. Из них около 40 процентов приходится на несовершеннолетних. Нередко в рядах наркоманов оказываются дети в возрасте 12—13 лет. Но чаще всего пристрастием молодого поколения становятся алкоголь и неалкогольные психотропные вещества, например, ненаркотические лекарственные препараты (транквилизаторы, циклодол, эфедрин и др.), бытовая химия. Они легкодоступны и дешевы. При этом положение дел с несовершеннолетними, регулярно употребляющими алкоголь, обстоит значительно хуже, чем со взрослыми, так как строгого учета в данной сфере сегодня нет.

Отдельное внимание уделим сравнительно новому, но получающему сегодня стремительное распространение среди несовершеннолетних виду зависимости — игромании.

Игроманияпристрастие человека к азартным играм на интерес. Часто игромания развивается очень быстро. Человек в течение одного дня может «заболеть» игрой, за неделю разориться, чуть позже покончить с собой.

Распространенность игромании в развитых странах составляет 2—3%, чаще заболевают мужчины. Характерной чертой этой болезненной зависимости является неоправданный оптимизм в ожидании выигрыша. Игроки каждый раз искренне надеются на выигрыш, не учатся на своем опыте, рассчитывают на легкие деньги. Для настоящих игроков деньги второстепенны — главным является эйфорическое ощущение в промежутке между ставкой и исходом игры (похожее состояние испытывает наркоман при употреблении наркотика). Они продолжают игру вне зависимости от размера выигрыша или проигрыша. Остановиться самостоятельно не могут, испытывают сильную агрессию в отношении любого, кто пытается их оторвать от игры. Вовлеченность в азартные игры повышается в периоды стресса, напряженной работы, эмоционального дискомфорта. Типичным исходом игромании являются долги, кражи, криминальные действия, самоубийства.

В самостоятельное заболевание зависимость от игры (гэмблинг, лудомания, игромания) была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям — алкоголизму, наркомании. Врачи утверждают: зависимость от игры очень часто сопровождается еще и алкоголизмом или наркоманией.

Алкоголизм, наркомания и игровая зависимость схожи еще и тем, что каждый человек думает, будто его эта напасть не коснется. Впервые сыграв (попробовав наркотик или алкоголь), некоторые люди испытывают сильнейшее чувство удовлетворения, которое им хочется испытывать снова и снова.

Другое дело, что человека с игровой зависимостью довольно трудно выявить: он может хорошо выглядеть и довольно долго (или пока не возникнут неизбежные финансовые проблемы) не давать никаких поводов семье или окружающим считать его серьезно больным — в то время как у алкоголика или наркомана все написано на лице.

Говоря об игровой зависимости, невозможно не упомянуть об еще одной ее форме — компьютерной зависимости. Она проявляется в следующих формах:

  • Чрезмерная увлеченность работой в Интернете — собственно поиск информации. Из-за неограниченного доступа к информации у пользователя нередко создается иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.
  • Болезненная зависимость от видеоигр. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей). Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни, нарушению коммуникативных и социальных навыков, отставанию в эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.

Самостоятельные попытки оставить любую, в том числе и игровую зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больной возвращается к привычному занятию — алкоголю, наркотикам, игре. Все остальное в жизни блекнет, теряет свой смысл.

Вот характерный пример формирования и развития игровой зависимости:

Владимир, 15 лет, с 10 лет увлекся играми в компьютерном клубе на деньги. Интересов, кроме компьютера, не имеет. Пропускает школу, сбегает из дома, может не ночевать дома несколько ночей подряд, оставаясь у друзей и не предупреждая об этом своих родителей. С родителями близкого контакта нет. В семье замкнут, угрюм; находясь дома, почти все время проводит в своей, комнате, скрытен, на вопросы предпочитает отмалчиваться. Все время проводит в компьютерном клубе, отмечались случаи кражи денег, контролировать свое поведение не может.

При постоянном внимании со стороны родителей и педагогов какое-то время регулярно посещает школу, когда его туда провожают и потом встречают. В такой период может быть доброжелателен, ведет себя хорошо и дома, и в школе, внимателен, общителен. Но при снижении жесткости контроля либо через некоторое время даже при сохранении контроля снова идет в компьютерный клуб и проводит там все время.

По рассказам мамы, они неоднократно обращались к различным специалистам (невропатологу, психиатру, психологу), но в таких ситуациях Владимир на контакт не шел, замыкался в себе, и данные встречи никаких результатов не давали.

Покупка домашнего компьютера ситуации не изменила. В настоящее время переведен на домашнее обучение, однако при всякой возможности стремится вырваться из дома в компьютерный клуб.

Все виды зависимостей, в том числе и игромания, развиваются по похожему сценарию и имеют однотипные внутренние механизмы формирования и функционирования. Зависимость наступает в связи с изменением структуры мотивационной сферы личности. Психоактивное вещество либо игра становятся основным мотивом, вокруг которого формируются все остальные. В связи с этим необходимо помнить о том, что работа с уже сформировавшейся зависимостью — это сложный и длительный процесс, требующий комплексного подхода и участия специалистов различного профиля: медиков, психологов, педагогов, социальных работников.

Сотрудник милиции чаще всего не располагает временем, квалификацией и возможностями для проведения полноценных коррекционных мероприятий с зависимыми. Гораздо более эффективной в данном случае будет профилактическая работа, а также работа по выявлению зависимых, их учету в наркологическом диспансере по месту жительства и направлению на специализированное лечение.

В профилактической работе с несовершеннолетними по проблеме зависимостей может быть использована следующая общая последовательность действий.

  1. Приведение несовершеннолетнего к осознанию своей формирующейся зависимости, ее пагубности и возможности выхода из данного состояния.
  2. Создание у несовершеннолетнего прочной мотивации на здоровый (независимый) образ жизни путем работы с возможными образами его ближайшего и отдаленного будущего.
  3. Повышение самооценки, коррекция ценностной структуры личности несовершеннолетнего через акцентирование положительных сторон его личности.
  4. Снижение чувства изолированности, помощь в формировании и расширении контактов с позитивной, личностно значимой группой, вовлечение в социально-одобряемую коллективную деятельность.
  5. Обучение адекватным способам решения проблем — умению сказать «нет», приемлемым способам выражения агрессии и привлечения внимания, навыкам выражения своих чувств и эмоций и др.
  6. Отработка навыков расслабления, сброса внутреннего напряжения, развлечения в пределах социальной нормы.
Назад Вперед

"Трудные" дети. Инструкция по взаимодействию


Методическое пособие призвано оказать помощь сотрудникам милиции в знакомстве с основами психологии несовершеннолетних, что необходимо в работе по профилактике их асоциального и криминального поведения, а также при создании условий для коррекции отклоняющегося поведения. В книгу включен как теоретический, так и сугубо практический материал, предназначенный для повседневного использования сотрудниками органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними. Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами из повседневной деятельности служб ПДН различных округов столицы и детских психологических центров. Практическая часть пособия содержит простые, но действенные методики работы. Пособие предназначено для широкого круга сотрудников органов внутренних дел, постоянно или эпизодически работающих с детьми и подростками.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация