Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Что важно знать родителям, чтобы их ребенок был счастливым?

PSYCHOL-OK: В каждой семье родители открывают дверь ребенку в мир. Обучают его правилам, нормам, законам. Рассказывают о природе, животных, людях, о том, как заводить знакомства, дружить и любить. На своем примере показывают детям, как они сами относятся к миру, людям, как реагируют на разные события и справляются со сложностями. Родители являются проводниками для своих детей в большой мир. И многие задаются вопросами, — как сделать так, чтобы их ребенок был счастливым человеком, чтобы не боялся жизни, а мог реализовываться в своих стремлениях, творчестве, профессии, отношениях и прочее. Как ответить на эти вопросы? Что важно знать родителям?


Фетисов Андрей, психолог, гештальт-терапевт:

Хорошо, если родители задаются вопросами о благополучии ребенка, о его самореализации и так далее. На мой взгляд, часто происходит ровно обратная картина, когда родители не задумываются об этом. То есть вообще эти вопросы в голове не возникают. Горизонт планирования низкий, степень осознанности минимальная. Многие ли родители читают книги о развитии ребенка, детской психологии? Зачастую ограничиваются обсуждением возникающих проблем у себя во дворе на лавочке, в социальных сетях со своими знакомыми. Кто и когда обучается быть родителем? Поэтому в большинстве все сводится к воспроизведению своего личного детского опыта с родителями и модели воспитания. Так из поколения в поколение.

Представьте себе, что архаичная модель воспитания, идущая от прабабушек и прадедушек, с кучей запретов, ограничений, страхов, травм, и системой ценностей позапрошлого века, прививается ребенку, который должен будет жить и адаптироваться в современном динамично развивающемся мире, где коммуникабельность, адаптивность и открытость, во многом, залог успеха, — будь то карьера, отношения с противоположным полом.

Адаптироваться такому ребенку будет очень сложно, и он будет чувствовать себя loser во взрослом возрасте.

Но вот если родители задаются вопросами и задумываются о будущем своего ребенка, то здесь сразу возникает огромное количество моментов, которые необходимо осмыслять. Ну, например, к какой жизни родители готовят своего ребенка? Какие ценности прививают, какие способности развивают? Ну а самое главное, — как они это делают, какие методы выбирают (и выбирают ли вообще)?

То есть все начинается с самих себя: «а что я делаю для того, чтобы ... ». «С каким миром знакомлю своего ребенка: с миром враждебным (где кругом враги и предатели), исключительно доброжелательным или разным, где есть все? И как я это делаю? Каков я сам/сама? Как я обращаюсь с людьми, со своим ребенком, с собой? Что ценю и на что обращаю внимание свое и ребенка? Чему реально обучаю? Читать и писать? А дальше? А дружить, а любить, а кооперироваться, а создавать, а творить, а учиться, а развиваться, а быть родителем?»

Следуя метафоре, что родители «дверь в мир», важно представлять, — какая это дверь (открывается ли вообще) и куда, в какой мир она ведет? И является ли подготовка ребенка к реальной и будущей жизни со стороны родителей адекватной и достаточной? Та система координат, та база, в которой родители живут сами и передают ребенку, — она жизнеспособна (я имею в виду скорее качество этой жизни)? Она дает возможности к самореализации, к становлению личности, к самообучению и развитию, к созданию социальных связей, к конкурентоспособности и адаптивности? Важно, чтобы родители задавались этими вопросами и осмысляли их. А ребенку важно, чтобы рядом с ним были ни только любящие родители (что, необходимо прежде всего), но и взрослые, зрелые люди в лице родителей.


Наумова Наталья, психолог-консультант, организационный психолог, психолог-графолог:

Родители часто задаются вопросом, как сделать своего ребенка счастливым. Как, воспитывая свое дитя, не нанести ему психологическую травму. Как помочь и, главное, как не навредить.

Дети рождаются очень разные. И они не являются копией своих родителей. И, каждому ребенку требуется свой подход. Так, как же помочь ребенку стать счастливым?

Хорошо всем известно, что родительское принятие ребенка играет важнейшую роль в формировании личности. То есть принятие ребенка таким, какой он есть.

Ещё до рождения ребенка, у родителей обычно уже есть определенные ожидания каким он будет. И далеко не всегда ожидания оправдываются. В таком случае, родителям очень трудно принять ребенка, его хочется переделать, заставить быть другим. В этой борьбе у родителя обнажаются собственные детские, до сих пор, нерешенные психологические проблемы, которые, до этого момента, он мог скрывать даже от самого себя.

Именно, вышеописанная ситуация не позволяет обрести счастье ни ребенку ни родителю. И над этими проблемами стоит поработать вместе с психологом. Решив эти проблемы, родитель достигнет внутренней гармонии с самим собой и сможет позволить своему ребенку быть счастливым.

Чтобы воспитать счастливого человека требуется искреннее принятие его таким, какой он есть. Родитель, чувствующий и дающий принятие ребенку, выстраивает такие отношения, в которых ребенок внутренне уверен, что его любят и понимают.

Это придает ребенку много сил. Такому ребенку не понадобится тратить всю свою жизненную энергию и массу времени для завоевания родительской любви. Такой ребенок не боится жизни, успешно реализуется в своих стремлениях, творчестве, профессии, отношениях и прочих аспектах жизни, умеет конструктивно решать проблемы, не впадает в отчаяние и ему удается наиболее полно раскрыть свой потенциал.


Акулова Елена, психолог, гештальт-терапевт:

В каждой семье родители хотят дать своему ребенку все, что делает и будет делать его счастливым в жизни. Хорошо, если до рождения родители готовятся к встрече, длиною в жизнь. Читают книги, форумы и статьи, обращаются с вопросами к опытным родителям, специалистам. Задают вопросы и находят ответы.

При первом знакомстве со своим ребенком, у родителей уже есть какие-то планы (ожидания) действий: уход, забота, обучение, игры, комфорт и так далее. В таком бурном темпе иногда не замечают, как заваливают ребенка «счастьем». Заботясь о своем малыше и желая ему счастья, родители вспоминают себя в детстве. Все, что не хватало, всплывает в памяти. Было мало игрушек, значит заваливаются ими все комнаты. Мало внимания — ребенок никогда не остается наедине с собой.

Родители могут нагружать завышенными требованиями, правилами, нормами и законами. Ведь так жили и воспитывались родители. Так понятно и просто — «все в нашей семье начинали рано ходить, читать, считать, не кричать, быть терпеливыми... И потомство тоже обязуется»...

Взрослым кажется, что таким способом они берегут ребенка от неприятностей в жизни, закаляют и делают счастливым. И когда он вырастет, будет еще счастливее.

Но, дождется ли ребенок счастья? Ждать придется долго.

Все, что делает ребенка счастливым — это возможность испытывать приятные мгновения с родителями в настоящем. Когда с первых минут жизни родители понимают, еще по звукам, потребности ребенка. Знакомятся с ним, рассказывают о себе, о том, какой бывает природа, и все живое в ней. Когда ребенок, подрастая, замечает как родители шутят друг с другом, смеются, чем-то важным увлечены. Чувствуются свободными и в то же время выполняют определенные правила. Именно этому и научится ребенок.

Счастливым может быть тот, кто вырос в счастливой атмосфере, с людьми умеющими любить. А любовь подразумевает свободу, выбор, умение слышать, быть внимательным к желаниям близкого и к своим собственным.

Чтобы быть счастливым ребенком, родители должны дать ему свободно развиваться. Научить играть, знакомиться, дружить, любить, находить ответы, делать собственные выводы, уметь справляться с неудачами, понимать мир таким, какой он его увидел.

Только взрослые родители могут обеспечить плодородную почву для своего малыша. А иначе малыш будет «подкармливать» родителей.

Чтобы растение цвело, ему нужен свет и питание. Так и ребенку, для счастья важны любящие, понимающие родители, которые умеют давать тепло и поддержку в этом огромном мире.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация